Рабочая программа учебной дисциплины
«Международная экономика» / «International Economics»
Кафедра мировой экономики. Ауд. 361, 369, тел. +7(495) 939-50-55
Электронная почта лектора: lyamenkov@econ.msu.ru
Статус дисциплины: обязательная, читается в бакалавриате по направлению «Экономика» в 6 семестре
Авторы программы и преподаватели учебной дисциплины:
Авторы программы: проф. Колесов Василий Петрович, проф. Кулаков Михаил Васильевич, доц. Ляменков Андрей Константинович
Преподаватели дисциплины: доц. Ляменков Андрей Константинович (лектор), доц. Белова Людмила Георгиевна, доц. Вихорева Ольга Михайловна, доц. Дунаев Сергей Анатольевич, доц. Карловская Софья Борисовна, доц. Стулов Олег Владимирович, доц. Фролов Андрей Викторович, доц. Чихун Людмила Петровна, н.с. Гусейнов Джейхун Акиф оглы.
Изучение учебного курса «Международная экономика» способствует освоению студентами основных теоретическими подходов и понятийного аппарата, используемого при анализе современного состояния и тенденций развития международной торговли товарами и услугами, трансграничного перемещения факторов производства (капитала в своих различных формах, трудовых ресурсов) и международных валютных отношений, а также при анализе проблем достижения внешнего равновесия в открытой экономике.
Студенты должны овладеть навыками использования полученных знаний для обобщения, систематизации, анализа и интерпретации событий, тенденций и явлений в области международных отношений различных субъектов экономической деятельности и национальных экономик в целом, воздействия на них изменений в состоянии, структуре и динамике мировых рынков, национального государственного и многостороннего регулирования данных процессов, включая вопросы участия России и отечественных фирм в мирохозяйственных отношениях.
Трудоемкость дисциплины
Трудоемкость |
17 недель (весна) + 3 недели - сессия |
|||||||||
з.е. |
в часах |
Контактная |
Самосто ятельная |
|||||||
|
всего |
всего |
в семестре |
лек |
сем |
Контр (ПЗ) |
Консульт (КнЧ) |
Индивид. Консульт |
Экзамен/ зачет |
всего |
4 |
144 |
84 |
84 |
34 |
34 |
6 |
10 |
|
|
60 |
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавра
Для успешного освоения учебной дисциплины студенты должны знать:
– базовые модели и теоретические концепции современной экономической теории (микро– и макроэкономики);
– основы экономической истории и эволюции экономических учений;
– основы теории статистики и экономической статистики;
– желательно на профессиональном уровне – английский и/или иные иностранные языки.
Студенты должны обладать навыками:
– использования методов исследования, присущих современной экономической теории (микро– и макроэкономике);
– использования методов прикладного экономико–статистического анализа, интерпретации данных социально–экономической статистики;
– работы в малых группах;
– презентации результатов проведенного исследования, в том числе с помощью программных средств.
Место дисциплины в учебном плане:
Учебная дисциплина должна читаться ПОСЛЕ курсов «Микроэкономика–1», «Макроэкономика–1», «Микроэкономика–2», «Макроэкономика–2», «Экономическая история», «Статистика» и «Экономическая статистика», а также после первого семестра двухсеместрового курса «История экономических учений» и дисциплины по выбору «Страны и регионы в мировой экономике и региональная экономика».
Изучение дисциплины «Международная экономика» необходимо для формирования у студентов знаний, умений и готовностей, способствующих ПОСЛЕДУЮЩЕМУ освоению следующих учебных дисциплин: «Экономика России», «Теория и практика экономического развития», «Модели экономического роста», «Макроэкономическая политика и прогнозирование», «Теория государственных финансов», «Введение в проектный анализ», «Банковское дело», «Экономический анализ энергетических рынков», а также факультативной дисциплины «Россия и Всемирная торговая организация».
Содержание тем, разделов учебной дисциплины
Тема 1. Введение в международную экономику
Предмет, задачи и методы международной экономики. Место международной экономики в системе экономических дисциплин. Основные формы международных экономических отношений.
Раздел I. Теории международной торговли
Тема 2. Классические и неоклассические теории международной торговли
Роль внешней торговли в рамках меркантилистской экономической теории. Теории абсолютного и сравнительного преимуществ (А. Смит и Д. Рикардо). Рикардианская модель международной торговли с более чем двумя товарами, производимыми в одной стране.
Теория факторных пропорций Хекшера–Олина. Теорема Хекшера–Олина. Теорема Столпера–Самуэльсона (эффект воздействия изменения товарных цен на факторные). Эффект усиления Джонса. Теорема о выравнивании цен на факторы производства.
Эмпирические проверки теории Хекшера–Олина. Парадокс В. Леонтьева и последующие исследования. Направления дальнейшей эволюции теорий международной торговли. Теория международной конкурентоспособности М. Портера. Конкурентные преимущества стран на мировом рынке.
Тема 3. Стандартная модель международной торговли
Стандартная модель при анализе установления частичного равновесия (на одном товарном рынке). Выигрыш от внешней торговли и его распределение между странами – участниками торговых отношений.
Стандартная модель при анализе установления общего равновесия (в экономиках торгующих стран в целом). Частичная специализация экономик в торговых отношениях. Кривые обмена для торгующих стран. Представление теории Хекшера–Олина с использованием инструментария стандартной модели международной торговли.
Условия торговли, индекс условий торговли: понятие и расчет.
Тема 4. Международная торговля и изменения в предложении факторов производства
Влияние изменений в предложении факторов производства на экономический рост и международную торговлю. Полностью нейтральный, экспорториентированный, импортозамещающий экономический рост.
Теорема Рыбчинского. Голландская болезнь, ее признаки и последствия. Случай «разоряющего роста» факторов производства.
Тема 5. Альтернативные теории международной торговли. Торговля в условиях несовершенной конкуренции
Альтернативные теории Хекшера–Олина объяснения международной торговли (использование теории жизненного цикла продукта, гипотеза «пересекающегося спроса» и др.). Гравитационная модель международной торговли.
Эффект экономии от масштаба как источник международной торговли. Внутренняя и внешняя экономия от масштаба. Межотраслевая и внутриотраслевая торговля. Международная торговля в условиях мировой олигополии/монополии. Международная торговля на рынке монополистической конкуренции (новая теория торговли), анализ с позиций отдельной фирмы и рынка в целом. Международная торговля при действии эффекта внешней экономии от масштаба.
Новейшая теория международной торговли (с предпосылкой о наличии гетерогенных фирм).
Демпинг во внешней торговле. Мотивы, разновидности и условия для демпинга.
Раздел II. Внешнеторговая политика
Тема 6. Таможенно–тарифные методы внешнеторговой политики
Задачи, методы и инструменты внешнеторговой политики. Классификации таможенных пошлин. Режим наибольшего благоприятствования в торговле.
Экономические последствия применения импортной пошлины в малой и большой открытых экономиках. Эффекты импортной пошлины от искажения стимулов к производству и потреблению. «Оптимальная» импортная пошлина. Эффективный уровень тарифной защиты отечественных производителей.
Статические и динамические последствия присоединения страны к зоне свободной торговли, таможенному союзу. Эффекты создания, отклонения торговли.
Экономические последствия применения экспортной пошлины в малой и большой открытых экономиках.
Тема 7. Нетарифные методы внешнеторговой политики
Экономические последствия применения импортной квоты в малой и большой открытых экономиках. Эффекты импортной квоты от искажения стимулов к производству и потреблению. Квотная рента. Тарифные квоты. Сравнительный анализ импортных пошлины и квоты. Импортные квоты в ситуации монополии на внутреннем рынке.
Экономические последствия применения экспортной квоты и «добровольных экспортных ограничений» (ДЭО) в малой и большой открытых экономиках.
Эмбарго и санкции во внешней торговле.
Экономические последствия применения субсидий на внутреннем рынке в малой открытой экономике. Сравнительный анализ импортных пошлины и квоты и субсидии на внутреннем рынке.
Экономические последствия применения экспортных субсидий в малой и большой открытых экономиках.
Тема 8. Современная внешнеторговая политика. Многостороннее регулирование международной торговли
Аргументы за и против внешнеторгового протекционизма.
Эволюция многостороннего регулирования международной торговли. Роль ГАТТ в регулировании международной торговли. Деятельность Всемирной торговой организации. Присоединение России к ВТО.
Современные тенденции во внешнеторговой политике стран мира.
Раздел III. Международная мобильность факторов производства. Платежный баланс
Тема 9. Международная мобильность капитала. ТНК/МНП
Формы международного движения капитала. Прямые, портфельные иностранные инвестиции, международное кредитование.
Неоклассическая модель экономических эффектов международной мобильности капитала. Модель межвременной торговли. Критика неоклассических моделей международной мобильности капитала.
Транснациональные корпорации (ТНК, многонациональные предприятия). Зарубежные подразделения ТНК, индекс транснациональности. Теоретические объяснения прямых иностранных инвестиций и ТНК. Эклектическая парадигма Д. Даннинга.
Тема 10. Международная трудовая миграция
Неоклассическая модель экономических эффектов международной трудовой миграции. Последствия трудовой миграции для стран эмиграции и иммиграции.
Тема 11. Платежный баланс как отражение участия страны в международных экономических отношениях
Понятие, принципы составления платежного баланса. Резидентная принадлежность экономических субъектов. Двойная запись экономических операций. Счет текущих операций, счет операций с капиталом, финансовый счет, чистые ошибки и пропуски. Основные статьи платежного баланса в нейтральном представлении. Регулирование неравновесия общего (итогового) платежного баланса. Официальные международные резервы.
Взаимосвязь и макроэкономическое значение счетов платежного баланса.
Баланс международных инвестиций. Чистая международная инвестиционная позиция страны.
Глобальные финансовые дисбалансы в современном мировой экономике.
Раздел IV. Валюта и теории валютного курса
Тема 12. Понятие валюты. Мировой валютный рынок
Понятие валюты. Понятие и котировки валютного курса. Прямая и обратная (девизная) котировки. Текущий и срочный валютные курсы. Классификация валют.
Режимы валютного курса (фиксированный, промежуточные режимы, плавающий курс). Официальная долларизация, валютное управление (currency board).
Функции, инструменты и операции мирового валютного рынка. Открытая валютная позиция. Арбитражные операции, хеджирование валютных рисков и валютные спекуляции.
Тема 13. Теории валютного курса
Теория платежного баланса для объяснения валютного курса («простейшая модель» валютного рынка).
Теория паритета процентных ставок. Непокрытый и покрытый паритеты. Моделирование последствий денежно–кредитной политики для валютного рынка. «Перелет» валютного курса.
Теория паритета покупательной способности валют (ППС). Закон одной (единой) цены. Абсолютный и относительный ППС. Критика теории ППС. Зависимость (эффект) Балашши–Самуэльсона.
Понятие реального обменного курса и его экономическое значение. Индекс реального эффективного обменного курса. Общая теория валютного курса. Эффект Фишера для международной экономики.
Тема 14. Международная валютная система
Понятие и элементы международной валютной системы.
Золотомонетный стандарт. Эволюция золотого стандарта после первой мировой войны. Бреттон–Вудская международная валютная система. Причины кризиса и краха Бреттон–Вудской системы.
Ямайская международная валютная система. Проблемы и перспективы реформирования современной валютной системы. Роль МВФ в регулировании международной валютной системы.
Теория оптимальных валютных зон. Критерии оптимальности. Валютная интеграция в ЕС и в других регионах мира.
Раздел V. Внешнее равновесие в открытой экономике
Тема 15. Достижение внешнего и внутреннего равновесия при фиксированном и плавающем валютных курсах
Критерии внешнего равновесия в открытой экономике. Инструменты макроэкономической политики. Проблема эффективности денежно–кредитной политики при фиксированном валютном курсе. Эффект переноса валютного курса в цены импорта, условие Маршалла–Лернера и J–кривая.
Модель внешнего и внутреннего равновесия Т. Свона. Зоны экономического дискомфорта. Политика изменения и переключения расходов. Модель внешнего и внутреннего равновесия Р. Манделла. Правило распределения ролей (разделения политик). Варианты политики денежных властей при фиксированном валютном курсе. Действия по «правилам игры», стерилизация неравновесия общего платежного баланса.
Модель внешнего и внутреннего равновесия в открытой экономике IS–LM–BP. Положение кривой BP для различной степени международной мобильности капитала. Последствия денежно–кредитной, бюджетно–налоговой, внешнеторговой политики, девальвации/ревальвации национальной валюты.
Тема 16. Внешние шоки в открытой экономике и выбор странами режима валютного курса
Последствия внешнеторгового шока в открытой экономике. Последствия шока со стороны международного движения капитала.
Трилемма макроэкономической политики в открытой экономике (несовместимость одновременного достижения устойчивости валютного курса, свободного международного движения капитала и автономности денежно–кредитной политики). Особенности проявления трилеммы в современных условиях.
Выбор странами мира режима валютного курса. Аргументы за и против фиксированных и плавающих курсов.
Основная литература и источники для самостоятельной работы
Основная литература:
- Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2011 и последующие издания
- Ляменков А.К., Гусейнов Д.А., Гребенкина А.М. Пособие по решению задач по международной экономике. – М.: Экономический факультет МГУ, 2018
Дополнительная рекомендуемая литература:
- Волгина Н.А. Международная экономика. – М.: Эксмо, 2009 и последующие издания.
- Киреев А.П. Международная микроэкономика. – М.: Международные отношения, 2013.
- Киреев А.П. Международная макроэкономика. – М.: Международные отношения, 2014.
- Киреев А.П. Международная экономика. – М.: Международные отношения, 1997, 1999.
- Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика: теория и политика. – М., СПб.: Питер, 2003.
- Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. – М.: Изд. группа «Прогресс-Универс», 1992.
- Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. – М.: Дело и Сервис, 2008 и последующие издания.
- Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика. – М., СПб.: Питер, 2008.
- Пугель Т.А., Линдерт П.Х. Международная экономика. – М.: Дело и Сервис, 2003.
- Сальваторе Д. Международная экономика. – М.: 1998.
- Шимко П.Д., Диденко Н.И. Международная экономика. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
Интернет–источники: статистические и аналитические материалы, представленные на сайтах:
Международного валютного фонда (http://www.imf.org);
Всемирного банка (http://www.worldbank.org);
Всемирной торговой организации (http://www.wto.org);
ЮНКТАД (http://www.unctad.org);
ОЭСР (http://www.oecd.org);
Центрального банка РФ (http://www.cbr.ru);
Министерства экономического развития РФ (http://economy.gov.ru);
Федеральной службы государственной статистики РФ (http://www.gks.ru);
Федеральной таможенной службы (http://www.customs.ru).
Таблица. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе обучения
|
Те-ма 1 |
Те-ма 2 |
Те-ма 3 |
Те-ма 4 |
Те-ма 5
|
Те-ма 6
|
Те-ма 7 |
Те-ма 8 |
Те-ма 9 |
Те-ма 10 |
Те-ма 11 |
Те-ма 12 |
Те-ма 13 |
Те-ма 14 |
Те-ма 15 |
Те-ма 16 |
ОК–2 |
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х |
|
|
ОК–3 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
ОК–4 |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
ОПК–1 |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|
Х |
|
Х |
Х |
Х |
|
Х |
Х |
ОПК–2 |
|
Х |
|
|
Х |
Х |
Х |
|
Х |
|
Х |
Х |
Х |
|
|
|
ОПК–3 |
|
|
|
|
|
Х |
Х |
|
|
|
Х |
Х |
Х |
|
|
|
ПК–1 |
|
|
Х |
|
|
Х |
Х |
|
Х |
|
Х |
Х |
|
|
|
|
ПК–2 |
|
Х |
Х |
Х |
|
Х |
Х |
|
|
|
Х |
Х |
Х |
|
|
|
ПК–4 |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|
Х |
Х |
|
|
Х |
Х |
Х |
Х |
ПК–5 |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
ПК–6 |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
ПК–7 |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
ПК–11 |
|
|
|
Х |
|
Х |
Х |
Х |
|
|
Х |
|
Х |
|
Х |
Х |
ПК–12 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания
При оценивании всех заданий преподавателем наивысшее количество баллов выставляется в случае корректного выполнения задания студентом, что включает в себя:
- использование для решения задачи/выполнения задания верной теоретической модели/ концепции, изученной в курсе «Международная экономика», полноценно применимой к заданной в условии ситуации;
- правильное графическое отображение теоретической модели/концепции, либо использование при решении их верного алгебраического выражения (применение корректных для заданной ситуации формул);
- осуществление корректного расчета заданных показателей в соответствии с условиями задания;
- верную интерпретацию полученных результатов – корректное представление студентом их экономического значения (содержания).
При оценивании отдельных видов работы студентов:
- Корректные ответы на все вопросы контрольных работ (включая экспресс–контрольные на семинарских занятиях) свидетельствуют о максимально возможном вкладе в овладение студентами компетенциями, формируемыми на данном этапе, и подлежит оцениванию наибольшим количеством баллов;
- Подготовка аналитических эссе с всесторонне проведенным анализом научной проблемы, в ходе которого продемонстрировано как знание теоретического материала и методов исследования, присущих «Международной экономике», так и умение применять их для анализа конкретных ситуаций, а также соблюдены все формальные требования к эссе, озвученные преподавателем, свидетельствует о максимально возможном вкладе в овладение студентами компетенциями, формируемыми на данном этапе, и подлежит оцениванию наибольшим количеством баллов;
- При оценке работы студентов на семинарских занятиях свидетельствует о максимально возможном вкладе в овладение компетенциями, формируемыми на данном этапе, и подлежит оцениванию наибольшим количеством баллов активность студентов в освоении данной учебной дисциплины, что проявляется в корректности решения домашних заданий и способности объяснить данные решения на семинарах, правильности ответов на вопросы кейсов, готовности студентов ответить на заданные преподавателем вопросы по теоретическим аспектам курса;
- При оценке участия студента в деловой игре либо научной дискуссии (опциональная форма работы) свидетельствует о максимально возможном вкладе в овладение компетенциями, формируемыми на данном этапе, и подлежит оцениванию наибольшим количеством баллов активность студентов при подготовке и проведении данного мероприятия (выступления с сообщением, участие в дискуссии, заданные выступающим и модераторам вопросы). Кроме того, в своих выступлениях студенты должны продемонстрировать знания теоретического материала «Международной экономики» и умения его использовать для анализа конкретных теоретических и прикладных проблем, являющихся предметом деловой игры/ студенческой дискуссии;
- При оценке выполнения инициативного проекта (опциональная форма работы) свидетельствует о максимально возможном вкладе в овладение компетенциями, формируемыми на данном этапе, и подлежит оцениванию наибольшим количеством баллов всесторонне проведенный анализ научной проблемы, в ходе которого продемонстрировано как знание теоретического материала и методов исследования, присущих «Международной экономике», так и умение применять их для анализа конкретных ситуаций. Также преподавателем учитываются оценки качества выполнения инициативного проекта, представленные в рецензиях остальных студентов группы;
- При оценке докладов студента (опциональная форма работы) свидетельствует о максимально возможном вкладе в овладение компетенциями, формируемыми на данном этапе, и подлежит оцениванию наибольшим количеством баллов продемонстрированный студентом корректный анализ заданной темы доклада, в ходе которого проявлено как знание теоретического материала и методов исследования, присущих «Международной экономике», так и умение применять их для анализа конкретных ситуаций;
- При оценке самостоятельно разработанных студентами заданий по дисциплине (опциональная форма работы) подлежит оцениванию наибольшим количеством баллов максимально корректное составление задания (задачи) с представленным решением данного задания (задачи), что свидетельствует о максимально возможном вкладе в овладение компетенциями, формируемыми на данном этапе;
- При оценке посещения и участия в научной конференции, круглом столе, мастер–классе (опциональная форма работы) свидетельствует о максимально возможном вкладе в овладение компетенциями, формируемыми на данном этапе, и подлежит оцениванию наибольшим количеством баллов как посещение мероприятия, так и активность студентов в процессе участия в соответствующем мероприятии (выступления с сообщением, участие в дискуссии, заданные выступающим вопросы, ответы на вопросы, поставленные модераторами). Кроме того, в своих выступлениях и ответах на вопросы студенты должны продемонстрировать знания теоретического материала «Международной экономики» и умения его использовать для анализа конкретных теоретических и прикладных проблем, являющихся предметом конференции/круглого стола/мастер–класса;
- При оценке работы студентов в учебно–научном Центре при кафедре мировой экономики (опциональная форма работы) свидетельствует о максимально возможном вкладе в овладение компетенциями, формируемыми на данном этапе, и подлежит оцениванию наибольшим количеством баллов добросовестное и своевременное выполнение аналитических и исследовательских заданий руководителей Центра (преподавателей и сотрудников кафедры), получение студентом элементов новых научных знаний по предмету деятельности Центра, при этом подлежит оцениванию работа студента в соответствующем Центре на протяжении всего учебного семестра;
- Корректное и математически верное решение задач, корректные ответы на открытые вопросы экзаменационной работы, с демонстрацией студентами полноценных знаний теорий, моделей и понятийного аппарата «Международной экономики», умений их использовать для анализа конкретных заданных ситуаций и корректно интерпретировать полученные результаты свидетельствуют о максимально возможном вкладе в овладение студентами компетенциями, формируемыми на данном этапе, и подлежит оцениванию наибольшим количеством баллов.
Формы проведения самостоятельной работы и текущего контроля успеваемости
Обязательные формы проведения самостоятельной работы и текущего контроля успеваемости:
форма работы |
способы проверки |
трудоемкость |
изучение материалов учебников, дополнительной литературы (список предоставляется преподавателем) и лекций (материалы лекций публикуются в электронной среде обучения on.econ) по соответствующим разделам и темам учебной дисциплины; |
преподавателем на семинарских занятиях; посредством оценивания выполнения потоковых контрольных работ и работ в семинарских группах; посредством оценивания выполнения экзаменационной работы |
12 часов |
решение заданных преподавателем задач по соответствующим темам учебной дисциплины; |
преподавателем на семинарских занятиях; посредством оценивания выполнения потоковых контрольных работ и работ в семинарских группах; посредством оценивания выполнения экзаменационной работы |
15 часов |
изучение описания конкретных ситуаций/кейсов по соответствующим разделам и темам учебной дисциплины, подготовка ответов на вопросы к материалам; |
преподавателем на семинарских занятиях |
6 часов |
подготовка и написание аналитического эссе на заданную преподавателем тему |
преподавателем во внеаудиторное время |
12 часов |
Опциональные формы проведения самостоятельной работы и текущего контроля успеваемости (с учетом мнения преподавателя о целесообразности использования определенных форм согласно специфике академической группы и других факторов):
форма работы |
способы проверки |
трудоемкость |
подготовка доклада и презентации доклада по отдельным предложенным преподавателем темам и вопросам; |
преподавателем, с учетом мнения студентов группы, на семинарских занятиях |
5 часов |
самостоятельная разработка студентом задач/ заданий по отдельным вопросам курса «Международная экономика», их презентация и защита перед преподавателем и другими студентами; |
преподавателем во внеаудиторное время |
5 часов |
посещение и участие в работе научных конференций, круглых столов, мастер–классов, организованных кафедрой или факультетом с привлечением специалистов – предпринимателей, сотрудников российских и зарубежных компаний, госслужащих |
преподавателем по итогам посещения и участия в работе конференции/ круглого стола/ мастер–класса |
5 часов |
подготовка к участию и участие в деловой игре либо студенческой дискуссии с привлечением заинтересованных студентов одной или нескольких академических групп. Возможные темы деловой игры/ студенческой дискуссии (на усмотрение преподавателя): «Первые итоги и последствия участия России в ВТО»; «Голландская болезнь и возможности импортозамещения в экономике России»; «Проблемы и перспективы современной международной валютной системы» и др. |
преподавателем, с учетом мнения студентов группы/ нескольких групп во время проведения деловой игры/ студенческой дискуссии на аудиторных семинарских занятиях и после проведения – во внеаудиторное время |
10 часов |
выполнение студентами (в том числе малыми группами студентов) инициативного проекта в виде письменной исследовательской работы на актуальную тему международных экономических отношений или современных внешнеэкономических связей России. Возможная тема инициативного исследовательского проекта: «Эффекты экономических санкций в отношении России» |
преподавателем, с учетом письменного оценивания инициативного проекта другими студентами группы, во внеаудиторное время |
10 часов |
участие студентов в деятельности функционирующих при кафедре мировой экономики учебно–научных Центров региональной интеграции и системного анализа ЕС; по изучению стран Азиатско–Тихоокеанского региона; ибероамериканских исследований; совместного с ИМЭМО РАН Центра «Мировая экономика» |
преподавателем, совместно с руководителями Центров, на основании оценки последними участия студентов в работе соответствующего Центра |
10 часов |
Образовательные технологии
- Лекции: сопровождаются обязательной презентацией лекционного материала.
- Семинарские занятия.
- Консультации (перед экзаменом): используются для консультирования студентов преподавателями (лектором и преподавателями, ведущими семинарские занятия).
- Поточные письменные контрольные работы, по усмотрению преподавателей – экспресс–контрольные на семинарских занятиях.
- Анализ конкретных ситуаций/кейсов, разбор ответов на вопросы, поставленные преподавателем к данным материалам. Указанная форма обучения может применяться на семинарских занятиях по темам 2; 4; 5–14; 16 и др. учебного курса.
- Подготовка студентами аналитических эссе по одной из заданных преподавателем тем.
- Деловые игры либо студенческие дискуссии с участием одной или нескольких академических групп (опциональная форма работы). Возможные темы деловой игры/ студенческой дискуссии: «Первые итоги и последствия участия России в ВТО»; «Голландская болезнь и возможности импортозамещения в экономике России»; «Проблемы и перспективы современной международной валютной системы» и др.
- Инициативный проект на актуальную тему в виде письменной исследовательской работы (опциональная форма работы). Возможная тема инициативного исследовательского проекта: «Эффекты экономических санкций в отношении России». Результаты выполнения проекта оцениваются, помимо преподавателя, другими студентами академической группы.
- Доклад студента на семинарском занятии по отдельным предложенным преподавателем темам и вопросам (опциональная форма работы).
- Участие студентов в работе научных конференций, круглых столов, мастер–классов, организованных кафедрой или факультетом, с привлечением специалистов – практиков бизнеса, экспертов из научных организаций и/или государственных служащих (опциональная форма работы).
- Участие студентов в работе кафедральных учебно–научных Центров региональной интеграции и системного анализа ЕС; по изучению стран Азиатско–Тихоокеанского региона; ибероамериканских исследований; Научно–образовательного центра «Мировая экономика» (опциональная форма работы).
- Электронная среда обучения on.econ на сайте факультета: используется для размещения учебно–методических материалов, текстов лекций, заданий студентам по выполнению различных форм самостоятельной работы, а также для размещения результатов выполненных заданий.
Методические указания для обучающихся по освоению учебной дисциплины
Освоение студентами учебной дисциплины «Международная экономика» обеспечивает знание основных теоретических подходов, понятийного аппарата, используемых при анализе современного состояния и тенденций развития различных форм международных экономических отношений, а также достижения внешнего равновесия в открытой национальной экономике. Применяя стандартную методологию микро– и макроэкономики, студенты учатся анализировать международную торговлю товарами и услугами, трансграничное перемещение факторов производства, международные валютно–финансовые отношения.
Результатом изучения студентами бакалавриата тем 2–5 учебной дисциплины должно стать формирование у них компетенций, заключающихся в знании основных теорий и концепций международной торговли и умениях и навыках проведения всестороннего комплексного анализа участия национальных экономик и отдельных экономических субъектов во внешнеторговых отношениях.
Результатом освоения тем 6–8 учебной дисциплины должно стать овладение студентами знаниями методов осуществления внешнеторговой политики, применения различных инструментов такой политики, а также формирование умений анализировать последствия внешнеторговой политики как для национальных экономик и мирового хозяйства в целом, так и для отдельных экономических субъектов. Студенты должны также овладеть навыками анализа с позиций экономической теории современных проблем, связанных с присоединением России к ВТО, политикой импортозамещения и применением санкций западных государств к Российской Федерации.
Результатом изучения студентами тем 9–10 учебного курса должно являться формирование компетенций, позволяющих полноценно анализировать различные формы международного движения капитала (включая как прямые иностранные инвестиции, так и портфельные и международное кредитование), объяснять существование и деятельность на мировом рынке транснациональных (международных) корпораций, включая ТНК российского базирования, а также процессы международной трудовой миграции.
Результатом освоения обучающимися темы 11 учебной дисциплины должно стать получение знаний о методологии, принципах, структуре (счетах и основных статьях) и экономическом значении платежного баланса страны как отражения всех форм ее участия в мирохозяйственных связях. Студенты должны овладеть навыками анализа актуального состояния внешнеэкономических отношений страны, используя данные ее платежного баланса, а также быть в состоянии совершать двойную запись в платежном балансе экономических операций между резидентами и нерезидентами.
Результатом изучения тем 12–14 учебного курса должно стать овладение студентами бакалавриата знаниями основ функционирования мирового валютного рынка, его базовых функций и инструментов, понимание природы номинального валютного и реального обменного курсов, содержания основных теорий, объясняющих валютный курс, особенностей валютной политики, а также эволюции международной валютной системы и современных проблем ее реформирования. Студенты должны овладеть навыками анализа воздействия изменений валютно–финансовой среды на национальные экономики, в целом, и отдельные субъекты предпринимательства, в частности.
Результатом освоения студентами тем 15–16 учебной дисциплины должны являться знания проблем достижения внешнего и (в комплексе с внешним) внутреннего экономического равновесия в открытой национальной экономике, понимание инструментов и методов экономической политики, используемых для этого, а также их эффективности. Студенты должны овладеть навыками анализа последствий влияния на национальные экономики внешних шоков (внешнеторговых и связанных с международным движением капитала), изменений внешнеторговой политики, осуществления девальвации/ ревальвации валюты или смены режима валютного курса.
Итоговой компетенцией студентов, приобретаемой в результате полноценного освоения учебного курса «Международная экономика», должно стать овладение навыками и методами критического осмысления и проведения системного анализа с позиций современной экономической теории как мирохозяйственных связей страны в целом, так и участия в них отдельных экономических субъектов, в том числе в условиях резкого изменения условий на мировых рынках и реализации геополитических рисков.
Балльная система оценки знаний
Форма |
Количество |
Баллы за единицу |
Всего баллов |
1. Поточная контрольная работа |
2 |
№ 1 – 30; № 2 – 30 |
60 |
Распределение баллов между пунктами 2 – 5 может быть скорректировано преподавателем соответствующей семинарской группы с учетом ее специфики |
|||
2. Аналитическое эссе |
1 |
15 |
15 |
3. Посещение семинарских занятий |
17 |
15/17 |
15 |
4. Работа студентов на семинарских занятиях: решение задач, ответы на вопросы в рамках анализа конкретных ситуаций/кейсов, ответы на вопросы преподавателя, экспресс–контрольные на семинарских занятиях |
17 |
25/17 |
25 |
5. Выполнение опциональных форм работы студента: участие в деловой игре либо студенческой дискуссии; доклад на занятии; подготовка инициативного проекта на актуальную тему; участие в научной конференции, круглом столе, мастер–классе; работа в учебно–научном Центре при кафедре или Научно–образовательном центре «Мировая экономика» |
1 – 2 |
15/ (1 или 2) |
15 |
6. Экзаменационная работа |
1 |
70 |
70 |
Всего |
|
|
200 |
Шкала оценивания успеваемости студентов (в соответствии с Положением о балльно–рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Экономического факультета МГУ):
Количество баллов |
Оценка |
менее 80 баллов |
«Неудовлетворительно» |
80 и более, но менее 130 баллов |
«Удовлетворительно» |
130 и более, но менее 170 баллов |
«Хорошо» |
170 и более баллов |
«Отлично» |
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения лекционных занятий по учебной дисциплине необходима мультимедийная аудитория.
Презентации докладов студентов по отдельным вопросам учебной дисциплины, а также проведение деловой игры либо студенческой конференции также целесообразно проводить в мультимедийной аудитории либо в обычной аудитории с использованием специального презентационного оборудования (проектор, ноутбук).
В течение всего периода изучения студентами «Международной экономики» необходимо обеспечить их доступ, а также доступ преподавателей к соответствующему разделу в электронной среде обучения on.econ на сайте факультета.