Новости

10 мая 2022 Заседание Кафедры мировой экономики и Лаборатории

состоится в пятницу, 13 мая 2022 г., в 14.00 В ОЧНОМ РЕЖИМЕ

Повестка дня

  1. Обсуждение диссертации Сунь Юаньюэ.
  2. Конкурсные дела.
  3. О подготовке заявки на конкурс интерактивных электронных учебников.
  4. Разное.

29 мар 2022 Заседание Кафедры мировой экономики и Лаборатории

состоится 4 апреля 2022 (понедельник) в 15.00 В ОЧНОМ РЕЖИМЕ

 Повестка дня: 

  1. О рекомендации к защите диссертации Ким Ючжон.
  2. Конкурсные дела.
  3. О подготовке сборника "Мировая экономика на переломе".
  4. Разное.

22 дек 2021 Заседание Кафедры мировой экономики и Лаборатории

 состоится 23 декабря 2021 года в 15:00 в аудитории П5 в смешанном формате

Повестка дня

  1. Аттестация аспирантов всех годов обучения
  2. Разное

14 дек 2021 Заседание Кафедры мировой экономики и Лаборатории

 состоится 16 декабря (в этот четверг) в 16.00  (в удалённом режиме на платформе  Zoom)

Повестка дня:

 

  1. Обсуждение диссертации Сунь Юаньюэ.
  2. Предварительные итоги первой половины 2021/2022 учебного года.
  3. Разное.

 

19 ноя 2021 Заседание Кафедры мировой экономики и Лаборатории

состоится 22 ноября (в понедельник) в 16:00 (в удалённом режиме на платформе  Zoom)

 

 Повестка дня: 

  1. Обсуждение тем диссертаций и кандидатур научных руководителей аспирантов 1 года обучения.
  2. О перспективах работы Кафедры в контексте разработки нового учебного плана по направлению "Экономика".
  3. Разное.

Мировая экономика в условиях развития цифровых технологий

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Мировая экономика в условиях развития цифровых технологий»

Авторы программы: д.э.н., доцент Л.Г. Белова; д.э.н., профессор, член-кор. РАН С.А. Афонцев;

Телефон, e-mail: +7 (903) 766-97-49, lgbelova@bk.ru

Уровень высшего образования: Бакалавриат

Направление подготовки: Менеджмент

Язык преподавания дисциплины: русский

 

  1. Статус и место дисциплины в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавра (данные берутся из учебного плана)

Статус дисциплины: обязательная

Семестр: VII

Пререквизиты: Цифровая среда бизнеса, Экономика для менеджеров, Математика для менеджеров, Статистика, Цифровая трансформация отраслей экономики, Управление персоналом, Управление проектами, Организационное поведение, Современный маркетинг, Основы предпринимательства, Финансовый менеджмент, Институциональная экономика, Социальная психология, Управление устойчивым развитием, Деловые коммуникации, Анализ данных, Государственное управление, Правовая среда современного бизнеса, Интернет-маркетинг, Эконометрика и методы анализа данных, Цифровые медиа коммуникации, Управление продвижением, Организация труда в цифровой среде, Когнитивные инструменты управления персоналом, Управленческое консультирование, Принятие управленческих решений, Финансовая инфраструктура бизнеса, Цифровые технологии в финансах, Финансовый анализ, Разработка стратегии компании, Дизайн-мышление и креативность, Управление развитием инновационных компаний, Логистика и управление цепями поставок, Архитектура цифрового предприятия, Русский язык и культура речи, Английский язык.


                                  

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Дисциплина обеспечивает формирование следующих компетенций и результатов обучения:

 

Формируемые компетенции

Результаты обучения по дисциплине

Социально-поведенческие

(эффективная коммуникация,

клиентоориентированность,

работа в команде,

межличностные навыки,
лидерство,

межкультурное взаимодействие)

1. Знание основных аспектов теории лидерства, теоретических подходов к анализу экономических ситуаций мировой экономики и международного бизнеса; методов составления плана реализации своих решений

2. Знание концепций и методов коллективного выбора и реализации представленных на рынке программ решений актуальных бизнес-задач, особенностей принятия решений человеком в рамках поведенческой экономики

3. Умение самостоятельно ориентироваться в единстве и многообразии современного мира, анализировать и учитывать разнообразие культур, осознавать свою гражданскую идентичность

4. Умение моделировать ситуацию с учетом социальных, когнитивных и эмоциональных факторов поведения членов команды; организовать и осуществлять руководство совместной деятельностью группы/коллектива, реализуя стратегию достижения поставленной цели

5. Навыки достижения персональной эффективности путем организации эффективной презентаций, публичного выступления, личной эффективности

Когнитивные

(саморазвитие,

гибкость и адаптивность,

ориентация на результат,

организованность,

креативность)

1.Знание границ рациональности экономических агентов; альтернативных вариантов решений в сфере цифровой экономики

2.Умение осуществлять наглядную визуализацию данных;

проводить сравнительный анализ, определять сильные и слабые стороны и оценивать последствия альтернативных вариантов решения поставленных профессиональных задач

Управленческие компетенции
(стратегическая и операционная деятельность,

предпринимательская деятельность

финансовая деятельность,

проектная деятельность,

аналитическая деятельность и планирование,

управленческие компетенции:
планирование, приоритизация, делегирование, мотивирование, контроль)

1. Знание основных понятий, категорий, инфраструктуры, стратегий цифровой экономики, направлений цифровизации экономики зарубежных стран и России

2. Умение применять  системный подход к изучению социально-экономических особенностей цифровой экономики;

анализировать рынок и тренды для бизнеса, проводить сегментирование рынка и определять целевую аудиторию.

3. Навыки моделирования ситуации, разработки бизнес-моделей и бизнес-планов с учетом социальных, технологических, поведенческих, институциональных особенностей цифровой экономики; разработки вариантов альтернативных решений в контексте критериев экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий влияния цифровизации экономики на рыночные переменные (цены, прибыль, размещение ресурсов); принимать и контролировать выполнение управленческих решений

Цифровые

(Управление информацией:
анализ и обработка данных)

1.Знание методов представления информации с использованием современных мультимедийных технологий, включая электронные таблицы, презентации, сетевые и интерактивные технологии, способов осуществлять обмен информацией в деловой и профессиональной сфере с использованием современных информационных технологий и средств коллективного и удаленного доступа

2.Умение осуществлять эффективную коммуникацию с использованием современных информационных технологий в различных ситуациях профессиональной, официально-деловой и социально-культурной сфер общения; применять один из специализированных пакетов прикладных программ (MS Excel, MS Office, Kahoot, Trello, Adobe Acrobat, отечественные и зарубежные модули автоматизации деятельности MRP/ERP, СRM, SRM, СЭД и т.д.) для обработки статистической информации и решения практических бизнес-задач

 

  1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ РАБОТ

Объем дисциплины составляет 4 зачётные единицы, всего 142 академических часа, из которых, 78 часов составляет контактная работа студента с преподавателем (20 часов - занятия лекционного типа, 54 часов - занятия семинарского типа, 4 часа - консультации, ___ - промежуточная аттестация),  64  часа составляет самостоятельная работа студента.

  


Название темы

Трудоемкость (в академических часах) по видам работ

 

 

Всего

часов

Контактная работа студента с преподавателем, часы

Самостоя-тельная работа студента, часы

Всего часов контактной работы

в том числе

Занятия лекционного типа

Занятия семинарского типа

Консультации

Промежуточная аттестация (экзамен или зачет)

кнч

перед промежуточной аттестацией

Тема 1. Глобальные тренды развития мировой экономики в цифровую эру

12

4

4

8

 

Не заполняется

Не заполняется

10

Тема 2. Транснациональный бизнес: цифровизация и новые стратегии повышения конкурентоспособности

22

14

4

12

4

Не заполняется

Не заполняется

14

Тема 3. Воздействие цифровизации на мировую торговлю и мировые финансы

14

6

4

10

 

Не заполняется

Не заполняется

10

Тема 4. Новые направления развития глобальных рынков труда

24

16

2

8

 

Не заполняется

Не заполняется

10

Тема 5. Государственные программы и стратегии развития цифровой экономики

24

16

2

8

 

Не заполняется

Не заполняется

10

Тема 6. Цифровые риски для мировой экономики и механизмы управления ими

16

10

4

8

 

Не заполняется

Не заполняется

10

Консультация перед промежуточной аттестацией

 

 

 

 

 

2

Не заполняется

 

Промежуточная аттестация (экзамен или зачет)

 

 

 

 

 

Не заполняется

4

 

Всего часов

142

78

20

54

4

 

 

64

                       

 

  

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Глобальные тренды развития мировой экономики в цифровую эру (4 часа)

Автор и лектор: д.э.н., проф., чл.-корр. РАН С.А. Афонцев

Содержание темы

овременные тенденции развития мировой экономики в условиях изменения роли ресурсно-технологических и геополитических факторов. Влияние процессов цифровизации на технологические и институциональные аспекты ведения бизнеса. Цифровая экономика: определения, отраслевые границы, межотраслевые эффекты. «Цифровые товары», «базовые цифровые услуги», «услуги, предоставляемые в цифровой форме». Статистические проблемы, связанные с оценкой масштабов и темпов развития цифровой экономики. Влияние процессов цифровизации на экономический рост, занятость и экономическую эффективность. Количественные оценки вклада цифровой экономики в хозяйственное развитие развитых и развивающихся стран мира.

Основная литература:

  1. Digital Economy Report 2021: Cross-border data flows and development: For whom the data flow. NY: UNCTAD, 2021. ISBN: 978-92-1-113022-5.

Дополнительная литература:

  1. Digital Economy Report 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report
  2. World Development Report 2021: Data for Better Lives. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2021
  3. World Trade Report 2020: Government policies to promote innovation in the digital age. World Trade Organization, 2020. ISBN 978-92-870-5045-8.

 

Тема 2. Транснациональный бизнес: цифровизация и новые стратегии повышения конкурентоспособности (4 часа). Автор и лектор: д.э.н., доцент Л.Г. Белова

Содержание темы

Понятие цифровых технологий. Цифровые технологии как фактор трансформации мировой экономики, их роль в экономическом развитии. Возникновение и эволюция концепции цифровой экономики. Формирование информационно-коммуникационного сектора (ИКТ-сектора) как основы цифровой экономики. Внешние и внутренние факторы экономической цифровизации. Цифровые вызовы конкурентоспособности глобального бизнеса: изменение характера конкуренции; снижение трансакционных издержек внешнеэкономической деятельности (ВЭД); изменение правил ведения бизнеса; создание форм и моделей ведения бизнеса; рост рынка услуг онлайнового аутсорсинга «облачной» занятости. Стратегии ответа на цифровые вызовы: стратегии устойчивого роста, «Стратегия голубого океана», стратегии акторов GAFA (Google, Apple, Facebook, Amazon); стратегии капитализации бизнеса; стратегии «коопетиции». Модели  атрибуции и перераспределения бюджета; модели управления взаимоотношениями с клиентами; модели стратегического партнерства. Электронный бизнес и преобразование бизнес-процессов. Шеринговая экономика: новая рыночная парадигма «созидательного разрушения». Краудсорсинг в мировой практике.

Основная литература:

Белова Л.Г. Цифровая экономика и международный бизнес. Курс лекций на on.econ

Дополнительная литература:

  1. Белова Л.Г. Инновации в мировой экономике: учебное пособие. - М.: КноРус, 2020. – 148 с.

ISBN: 978-5-406-07008-6.

  1. Белова Л.Г. Волны цифровизации и их социально-экономические последствия / В сборнике: Цифровые вызовы для мировой экономики: евразийская перспектива плюс: сборник статей по материалам международной научной конференции / под науч. ред. С. А. Афонцева, Л. Г. Беловой. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2020. — 384 с. ISBN 978-5-906932-45-7. С. 133-150.

 

 

 

Тема 3. Воздействие цифровизации на мировую торговлю и мировые финансы (4 часа). Автор и лектор: д.э.н., доцент Л.Г. Белова

Содержание темы

Влияние процессов цифровизации на структуру и динамику глобальной торговли: изменения в структуре и конфигурации международного обмена; «перетекание» торговли товарами и услугами в цифровую сферу; электронная коммерция. Учет трендов цифровизации в практике внешнеторгового регулирования на национальном уровне, в рамках региональных торговых соглашений и интеграционных блоков, в международных экономических организациях.

Цифровая трансформация финансовой сферы. Финансовый рынок цифровых финансовых технологий («цифровой финтех»). Инфо-деньги: новая форма денег, лишенных материальной формы и централизованного национального гаранта. Криптовалюта (Cryptocurrency): биткоин (Bitcoin), «Эфир» (‘Ether’), «Литкойн» (Litecoin), «Тезер» (Tether, USDT) «Дикрид» (Decred), «Гносис» (Gnosis) Ликвидность криптовалют. Эмиссия криптовалют через майнинг (mining), форжинг (forging), минтинг (minting). Первичное размещение цифровых монет (Initial Coin Offering, ICO) и «краудсейл». Токен. Развитие индустрии токен-проектов. Интеграция с существующими финансовыми структурами. Тренды цифрового финтеха в зарубежных странах и России. Мега-проект создания новой международной платежной системы БРИКС. Формирование новой глобальной финансовой цифровой среды.

Цифровые технологии и проблема транспарентности экономических операций. Возможности использования цифровых технологий для обхода торговых и финансовых ограничений.

Основная литература:

Белова Л.Г. Цифровая экономика и международный бизнес. Курс лекций на on.econ

Дополнительная литература:

  1. Белова Л.Г. Мировой опыт цифровой трансформации в условиях преобладания финансового сектора // Международная экономика. – 2020. – № 3. – С. 47-58.
  2. Белова Л.Г. Зарубежные рынки ценных бумаг: сущностные черты и стратегии купли-продажи: Учебное пособие. - М.: ТЕИС, 2016. – 360 с. ISBN 978-5-7218-1397-9.
  3. Trade in the Digital Era. OECD. [Электронный ресурс] URL: https://www.oecd.org/going-digital/trade-in-the-digital-era.pdf.
  4. World Trade Report 2020: Government policies to promote innovation in the digital age. World Trade Organization, 2020. ISBN 978-92-870-5045-8.

 

Тема 4. Новые направления развития глобальных рынков труда (2 часа).

Автор и лектор: д.э.н., доцент Л.Г. Белова

Содержание темы

Развитие цифровых технологий и «работа завтрашнего дня»: будущее глобального рынка труда. Вынужденный переход работников из производственного сектора в сектор услуг. Увеличение горизонтального и вертикального разрывов между квалификацией. Прирост рабочих мест, создаваемых стартапами. Рост занятости «по заказу» (on-demand). «Четыре мира»: сценарии развития рабочей среды, корпоративных стратегий взаимодействия с персоналом и социально-трудовых приоритетов к 2030 г. Цифровые рабочие места – субститут или стимул международной миграции? Миграционные потоки высококвалифицированных специалистов из развитых государств в развивающиеся. Приоритеты политики и инструменты регулирования международной миграции высококвалифицированных специалистов. Утечка умов и национальная безопасность России.

Основная литература:

Белова Л.Г. Цифровая спрос экономика и международный бизнес. Курс лекций на on.econ

Дополнительная литература:

  1. Белова Л.Г. Волны цифровизации и их социально-экономические последствия // В сборнике: Цифровые вызовы для мировой экономики: евразийская перспектива плюс: сборник статей по материалам международной научной конференции / под науч. ред. С. А. Афонцева, Л. Г. Беловой. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2020. — 384 с. ISBN 978-5-906932-45-7. С. 133-150.
  2. Будущее рынка труда Противоборство тенденций, которые будут формировать рабочую среду в 2030 году. PWC. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/workforce-of-the-future-rus.pdf.

 

Тема 5. Государственные программы и стратегии развития цифровой экономики (2 часа). Автор и лектор: д.э.н., доцент Л.Г. Белова

Содержание темы

Государственные программы формирования цифровой экономики: опыт развитых и ведущих развивающихся стран. Великобритания: «Инновационная нация», стратегия цифровой экономики. США: межведомственная программа «Электронная экономика». Южная Корея: модификация структурной, инновационной, внешнеэкономической стратегии; муниципальный проект «Шеринг-город Сеул» (Sharing City Seoul). Япония: Программа «Общество 5.0» (“Society 5.0”). Китай: планы реиндустриализации с учетом формирования цифровой экономики; превращение в мирового лидера шеринговой экономики.

Межгосударствпенные программы формирования ЦЭ. Программы Европейского союза (ЕС). План действий «Предпринимательство 2020» ("Entrepreneurship 2020 Action plan”). Ключевые инициативы ЕС в цифровой сфере до 2020 г. Европейский подход к искусственному интеллекту (European approach to Artificial Intelligence) и «Искусственный интеллект для Европы» (“Artificial Intelligence for Europe”). Цифровая повестка Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Приоритеты цифрового пространства ЕАЭС и возможности повышения конкурентоспособности национальных экономик.

Вызовы цифровизации для российской экономики. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Национальная технологическая инициатива (НТИ). «Передовые производственные технологии» («Технет»): увеличение доли России на рынке глобальных услуг. Специфика российского бизнеса в области цифровизации. Стадии цифрового развития российского бизнеса. Оценка эффектов от применения цифровых технологий. Кадровые проблемы развития ЦЭ в России. Участие российского бизнеса в тендерах ООН на цифровых торговых площадках ООН. Вызовы для развития цифровой экономики России в условиях нарастания геополитических противоречий с экономически развитыми странами и проведения ими политики экономических санкций.

Основная литература:

Белова Л.Г. Цифровая экономика и международный бизнес. Курс лекций на on.econ

Дополнительная литература:

  1. Кемп С. Отчет “Digital 2022 Russian Federation” – Цифровые тенденции в России в 2022 году. [Электронный ресурс]. URL: https://cpa.rip/stati/digital-2022-russian-federation/
  2. Технологии, меняющие мир: применение и эффекты в мире и на Востоке / сост., науч. и литератур. ред. С.А. Панарин / Коллективная научная монография: Акимов А.В. Арпентьева М.Р., Белова Л.Г. (и другие, всего 14 авторов). М.: Институт востоковедения РАН. — СПб: Нестор-История, 2021. — 452 с. ISBN 978-5-4469-1925-3.
  3. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса. Под ред. Д.С. Медовникова / М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017.

 

Тема 6. Цифровые риски для мировой экономики и механизмы управления ими (4 часа). Автор и лектор: д.э.н., доцент Л.Г. Белова

Содержание темы

Риски цифровизации как обратная сторона цифровых конкурентных преимуществ. Распространение «цифрового неравенства» в бизнес-сектор. Ослабление регуляторного потенциала государства. Новое измерение глобальных экологических рисков. Социальные, экономические и экологические последствия этих проблем; необходимость их решения в партнерстве правительства с неправительственными организациями в целях предотвращения подрыва социальной сплоченности и экономического процветания. Цифровизация государственного управления. Глобальная тенденция развития электронного правительства (ЭП); риски в связи с уязвимостью систем ЭП и пути их смягчения. Кибербезопасность для устойчивого государственного управления. Дискуссии о влиянии криптовалют на эффективность денежно-кредитной политики на государственном и надгосударственном (еврозона) уровне. Ожидаемые изменения в регулировании международного бизнеса и международной торговли под влиянием вызовов экономической безопасности, создаваемых развитием цифровых технологий.

Основная литература:

Белова Л.Г. Цифровая экономика и международный бизнес. Курс лекций на on.econ

Дополнительная литература:

  1. Белова Л.Г. Волны цифровизации и их социально-экономические последствия / В сборнике: Цифровые вызовы для мировой экономики: евразийская перспектива плюс: сборник статей по материалам международной научной конференции / под науч. ред. С. А. Афонцева, Л. Г. Беловой. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2020. — 384 с. ISBN 978-5-906932-45-7. С. 133-150.
  2. Вопросы регулирования цифровой экономики. Аналитический отчет. Фонд «Центр стратегических разработок». [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/B9.pdf.
  3. The United Nations E-Government Survey 2020: Digital Government in the Decade of Action for Sustainable Developmen. Department of Economic and Social Affairs [Электронный ресурс]. URL:

URL: https://www.un.org/en/desa/2020-united-nations-e-government-survey.

5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

  1. Белова Л.Г. Цифровая экономика и международный бизнес. Курс лекций на on.econ
  2. Хрестоматия кейсов на on.econ. Сборник бизнес-кейсов и готовых решений «Комплето», MaED и других источников. Учебное пособие для семинарских занятий / Под ред. Л.Г. Беловой.
  3. Digital Economy Report 2021: Cross-border data flows and development: For whom the data flow. NY: UNCTAD, 2021. ISBN: 978-92-1-113022-5.

Дополнительная литература

  1. Белова Л.Г. Инновации в мировой экономике: учебное пособие. - М.: КноРус, 2020. – 148 с. ISBN: 978-5-406-07008-6.
  2. Белова Л.Г. Зарубежные рынки ценных бумаг: сущностные черты и стратегии купли-продажи: Учебное пособие. - М.: ТЕИС, 2016. – 360 с. ISBN 978-5-7218-1397-9.
  3. Будущее рынка труда Противоборство тенденций, которые будут формировать рабочую среду в 2030 году. PWC, 2015.
  4. Технологии, меняющие мир: применение и эффекты в мире и на Востоке / сост., науч. и литератур. ред. С.А. Панарин / Коллективная монография: Акимов А.В. Арпентьева М.Р., Белова Л.Г. (и другие, всего 14 авторов). М.: Институт востоковедения РАН. — СПб: Нестор-История, 2021. — 452 с. ISBN 978-5-4469-1925-3.
  5. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса. Под ред. Д.С. Медовникова. М.: Национальный исслпедовательский университет «Высшая школа экономики». 2017.
  6. Белова Л.Г. Волны цифровизации и их социально-экономические последствия / В сборнике: Цифровые вызовы для мировой экономики: евразийская перспектива плюс: сборник статей по материалам международной научной конференции / под науч. ред. С. А. Афонцева, Л. Г. Беловой. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2020. — 384 с. ISBN 978-5-906932-45-7. С. 133-150.
  7. Белова Л.Г. Мировой опыт цифровой трансформации в условиях преобладания финансового сектора // Международная экономика. – 2020. – № 3. – С. 47-58.
  8. Вопросы регулирования цифровой экономики. Аналитический отчет. Фонд «Центр стратегических разработок». М.: 2019. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/Bpdf.
  9. Digital Economy Report [Электронный ресурс]. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report Trade in the Digital Era. OECD. 2020.
  10. World Development Report 2021: Data for Better Lives. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/publication/wdr
  11. World Trade Report 2020: Government policies to promote innovation in the digital age. World Trade Organization, 2020. ISBN 978-92-870-5045-8.

 

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (материалы для проведения контактной и самостоятельной работы)

 

Ситуационный анализ (case-study). Пример разбора case-study на семинарских занятих.

Ведущий германский промышленный концерн «Сименс» (Siemens), основанный в 1847 г., – многопрофильный конгломерат, состоявший в первой декаде 2000-х гг. из четырех производственных подразделений: «Индастри» (Industry), «Энерджи» (Energy), «Хелзинерс» (Healthiners, ранее «Хелтскэер», Healthcare), и «ИнфрастрактчеЭндСитиз» (Infrastructure&Cities) (соответственно, представляющие четыре основные сферы ведения бизнеса, – электромашиностроение / электротехническую индустрию, промышленную энергетику, здравоохранение/медицину, транспортные средства). Два основных источника дохода Siemens – приборы и оборудование для медицинской диагностики и различные системы и платформы промышленной автоматизации.

Миссия концерна: Мы воплощаем в реальность то, что имеет значение, подавая пример своей деятельностью по электрификации, автоматизации и дигитализации окружающего мира. Дух изобретательности дает нам силу, и все, что мы создаем, принадлежит вам. Вместе мы достигнем успеха. Слоган: Вот уже почти 170 лет мы разрабатываем решения для улучшения многих сфер жизни. Благодаря своему технологическому потенциалу мы устанавливаем стандарты и создаем неподвластные течению времени ценности для наших клиентов, общества и каждого человека. Основатель нашей компании Вернер фон Сименс назвал бы это изобретательским духом. Мы называем это Ingenuity for life (Изобретательность для жизни)[1].

Главным козырем в линейке комплексных цифровых решений концерна является открытая облачная платформа «Майнд Сфэер» (Mind Sphere), которую с 2016 г. Siemens начал активно продвигать по всему миру. Цифровая платформа Mind Sphere является ключевым элементом инновационной стратегии Vision 2020. Руководство компании рассчитывает на быстрый рост объемов продаж облачной Mind Sphere в самых различных секторах промышленного производства. Для того чтобы предложить в дальнейшем более полный набор различных возможностей анализа больших массивов данных при помощи Mind Sphere, Siemens в настоящее время активно сотрудничает с IBM: обе компании рассчитывают эффективно интегрировать в эту платформу инструменты и функции data-аналитики сервиса IBM «Уотсон Энелитикс» (Watson Analytics). По словам технического директора (CTO) компании Зигфрида Руссвурма (Siegfried Russwurm), одной из долгосрочных стратегических задач Siemens в сфере развития цифровых технологий является «новое переосмысление» общей теоретической концепции Интернета вещей и ее перевод в практическую плоскость для различных типов и видов промышленного оборудования: внутри самой компании этот креативный подход называется “Web of Systems” («паутина систем», т.е. процесс массового соединения и взаимодействия друг с другом уже не обычных бытовых приборов и гаджетов, а сложных производственных комплексов и приборов).

Процесс постепенного превращения Siemens в «оцифрованную компанию» в значительной степени стимулируется продуманной и эффективной образовательной политикой руководства компании. Siemens является одной из крупнейших мировых частных компаний в сфере бизнес-тренинга, переподготовки и повышения профессиональной квалификации собственных сотрудников, а также средне-специального образования (dual education). В общей сложности на эти образовательные программы и курсы ежегодно компания тратит порядка 280 млн. долл. Еще одним важным стратегическим решением руководства компании стал официальный запуск с 1 октября 2016 г. собственного инкубатора для перспективных стартапов – «Некст47» (Next47), название которого отсылает к году основания компании. Этот инкубатор венчурного типа будет оказывать всемерное содействие практической реализации различных «подрывных идей» и новых технологий, в том числе в сфере разработок искусственного интеллекта и децентрализованных систем электрообеспечения. Компания планирует в течение ближайших пяти лет проинвестировать стартапы в этом инкубаторе на общую сумму около 1 млрд. евро[2].

Стратегическая программа «Видение-2020», запущенная «Сименс» в 2014 г., в целом уже реализована, причем успешнее и быстрее, чем планировалось. Практически все бизнес-подразделения существенно повысили свою прибыльность. Удовлетворенность клиентов находится на самом высоком уровне. Департамент «Цифровое производство» занимает ведущие позиции на рынке промышленной дигитализации. Чистая прибыль концерна - 6,1 млрд. евро. Базовая прибыль за одну акцию (Earnings Per Share, EPS) составила в 2018 г. 7,88 евро (в 2017 г. - 7,44 евро). Свободный поток денежных средств вырос в 2018 г. на 22% по сравнению с 2017 г. и составил 5,8 млрд. евро. Значительно увеличились инвестиции концерна в исследования и разработки (R&D): с 2014-го финансового года они ежегодно растут в среднем на 25% и выросли с 4 млрд. евро в 2014 г., 5,2 млрд. евро в 2017 г. до 5,6 млрд. евро в 2018 г.[3]. По словам Джо Кэзера (Joe Kaeser, Josef Käser), президента, председателя правления и исполнительного директора (CEO) «Сименс АГ», концерн достиг того, что было обещано, и это свидетельствует о сильной глобальной команде; в 2019 финансовом году руководство концерна предоставит своим подразделениям еще больше предпринимательской свободы и заложит основу для реализации стратегии «Видение-2020+»[4].

Главная цель корпоративной стратегии «Видение-2020+» – предоставить отдельным бизнес-подразделениям концерна больше свободы в принятии решений, чтобы, выступая под сильным брендом «Сименс», они могли сосредоточить усилия на своих рынках. В планах предусмотрено укрепление портфеля за счет инвестиций в новые направления роста, такие как интегрированные сервисы для Интернета вещей (IoT), распределение энергии и инфраструктурные решения для электрического транспорта. Расширение сегмента решений для промышленной цифровизации, в котором «Сименс» уже занимает лидирующие позиции в мире, внесет дополнительный вклад в развитие компании. Эти меры должны обеспечить в среднесрочной перспективе ежегодный рост оборота и прибыли промышленного бизнеса концерна на 2%. Ожидается, что базовая прибыль на акцию будет расти быстрее оборота.

Президент «Сименс АГ» считает цифровизацию, которую также сравнивают с Четвертой промышленной революцией, крупнейшей трансформацией индустрии за всю ее историю. «Останутся не крупнейшие компании, а только те, которые смогут лучше приспособиться к новым условиям. Именно поэтому мы активно развиваем нашу корпоративную культуру и даем нашим бизнес-подразделениям больше предпринимательской свободы. Изменения также затрагивают и распределение рабочих функций», – отмечает Кэзер. Кроме того, на тех рынках, где работает компания, происходит смена парадигмы, связанная с такими глобальными тенденциями, как развитие электротранспорта и распределенных энергосистем. Кэзер уверен, что стратегия «Видение-2020+» объединит интересы всех заинтересованных сторон: «Мы будем еще быстрее и эффективнее в поддержке наших клиентов для достижения их целей, причем не только в сфере цифровизации. Нашим сотрудникам работа в обновленном «Сименс» откроет широкие горизонты для личных достижений и даст больше возможностей. Это будет выгодно и нашим инвесторам, потому что мы предоставим отдельным бизнесам все необходимые инструменты для достижения лидерских позиций на конкретных рынках».

Итак, в соответствии со стратегией «Видение-2020+»:

- в начале нового финансового года – 1 октября 2018 г. начала создаваться и к марту 2019 г. в целом создана новая структура «Сименс АГ»: бизнес-подразделения компании переструктурированы, департаменты «Автоматизация и безопасность зданий» (BT), «Управление электроэнергией» (EM), «Производство энергии и газ» (PG), «Цифровое производство» (DF), а также значительная часть департамента «Непрерывное производство и приводы» (PD) объединены в три новые операционные компании - «Нефтегаз и энергетика» (GP), «Интеллектуальная инфраструктура» (SI), «Цифровое производство» (DI); в четыре стратегические компании вошли две консолидированные компании – «Сименс Хелзинирс» (Siemens Healthineers) и «Сименс Гамиса Реньюибл Энерджи» (Siemens Gamesa Renewable Energy), контрольный пакет акций которых принадлежит «Сименс», создаваемая «Сименс Алстом» (Siemens Alstom) и «Некст47» (Next47, для инвестирование в ИТ-стартапы); до завершения объединения с Alstom в данную группу также входит департамент «Мобильность»; благодаря оптимизации структуры компании «Сименс» берет долгосрочный курс на создание добавленной стоимости за счет ускорения темпов роста и обеспечения стабильной прибыльности;

- расширены предпринимательские полномочия на уровне отдельных направлений деятельности, что обещает повышение показателей оборота и прибыли;

- объявлено приоритетное расширение бизнеса в сфере цифровых технологий; значительно расширить свое присутствие на рынке в области промышленной цифровизации позволят приобретение компании «Мендикс» (Mendix, стоимость приобретения 0,6 млрд евро) и начало оказания услуг по интеграции Интернета вещей (IoT): Mendix является лидером в области низкоуровневых платформ для разработки приложений; технология компании дает возможность программировать приложения в десять раз быстрее, что в будущем позволит заказчикам MindSphere разрабатывать собственные приложения быстрее и дешевле;

- определено новое перспективное направление: интегрированные сервисы для Интернета вещей (IoT)[5].

Источник: Хрестоматия кейсов на on.econ. Сборник бизнес-кейсов и готовых решений «Комплето», MaED и других источников. Учебное пособие для семинарских занятий / Под ред. Л.Г. Беловой.

Задание:

  1. Проанализируйте цифровую стратегию ведущего германского промышленного концерна «Сименс» (Siemens) и выявите ее основные сущностные характеристики.
  2. В чем заключается миссия концерна?
  3. Определите основные направления модернизации цифровой стратегии концерна «Сименс» (Siemens).
  4. Какова главная цель изменения корпоративной стратегии и суть стратегии «Видение-2020+»?
  5. Идентифицируйте приоритетное расширение бизнеса концерна «Сименс» в сфере цифровых технологий.
  6. Какие выгоды ожидаются от изменения цифровой стратегии концерна?

 

Решение бизнес-задач методами Excel. Пример информации для формирования бизнес-задачи по анализу международных сделок с ценными бумагами. ООО «РЕСО-Лизинг» 30 июля проведет сбор заявок инвесторов на четырехлетние облигации серии БО-П-05 объемом 5 млрд руб., сообщил «Интерфаксу» источник на финансовом рынке. Сбор заявок пройдет с 11:00 МСК до 15:00 МСК. Ориентир ставки 1-го купона будет объявлен позднее. Техразмещение выпуска предварительно запланировано на 1 августа. Организаторами размещения выступают Альфа-банк, BCS Global Markets, «ВТБ Капитал», БК «Регион», Совкомбанк. В предыдущий раз эмитент выходил на публичный долговой рынок в июне текущего года. Он разместил выпуск двухлетних облигаций серии БО-П-04 объемом 5 млрд руб. по ставке 9,30% годовых. Организаторами размещения выступили BCS Global Markets, Альфа-банк, «ВТБ Капитал» и Совкомбанк. Выпуски размещаются в рамках программы облигаций компании 1-й серии объемом до 100 млрд руб. «Московская биржа» зарегистрировала программу в октябре 2017 г. В рамках программы бумаги могут размещаться на срок до 10 лет. В настоящее время в обращении находится 7 выпусков облигаций компании на 22,3 млрд руб. ООО «РЕСО-Лизинг» - лизинговая компания, входит в состав группы «РЕСО». Приоритетными направлениями ее деятельности являются лизинг легкового и грузового автотранспорта, специализированной техники строительного и дорожно-строительного назначения. Группа «РЕСО» была создана в 2004 г., в настоящее время объединяет около 20 компаний, работающих в страховом, автомобильном, банковском и лизинговом бизнесе в России, а также в Белоруссии, Казахстане и Армении[6].

 

 

Контрольная работа: решение бизнес-задач методами Excel. Пример заданий, включенных в один билет.

Задание 1. Срок обращения облигации номиналом в 10000 долл. 20 лет. Ставка купона, выплачиваемая раз в год, равна 12 %. Определите стоимость облигации и проведите анализ чувствительности стоимости облигаций к изменениям рыночной ставки и к сроку операции, если: а) рыночная ставка (требуемая норма доходности) равна 21 %; б) рыночная ставка (требуемая норма доходности) равна 9 %.

Задание 2. Рассматривается возможность приобретения облигаций. Произведите расчет и анализ эффективности операции на 11 ноября 2019 г. исходя из следующих данных:

  • дата выпуска – 11.05.2018;
  • дата погашения – 11.05.2021;
  • купонная ставка – 5 %;
  • число выплат – 1 раз в год;
  • средняя курсовая цена на дату операции – 38,34;
  • требуемая норма доходности – 15 % годовых.

Задание 3. Рассматривается возможность покупки десятилетней бескупонной облигации с номиналом 1000 долл. и сроком погашения облигации 18.12.2019. Курсовая стоимость облигации на 18.11.2019 составляет 85,20. Требуемая норма доходности равна 6%.

1) Определите целесообразность покупки облигации.

2) По какой цене была приобретена облигация, если доходность к погашению по облигации на дату проведения операции составила 8,34% при требуемой норме в 6%?

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ (контактной работы):

В процессе обучения используются следующие образовательные технологии:

  • лекции и интерактивные семинары в форме диалога со студентами, нетворкинг;
  • мастер-классы экспертов и специалистов российских и международных компаний;
  • деловая игра «Босс и его команда»;
  • разбор конкретных ситуаций (case-study);
  • использование современного аппарата финансовых вычислений в таблицах EXCEL;
  • разработка и электронная презентация собственного кейса;
  • использование ресурса «on.econ.» для размещения основных и дополнительных материалов дисциплины

 

Деловая игра «Босс и его команда». Студенты распределяются на две команды, разрабатывают бизнес-кейс и представляют его «боссам» обеих команд. «Боссы» каждой команды (меняются в каждой игре, чтобы каждый член команды проявил свои лидерские качества и умение руководить командой) анализирует предложения обеих команд, оценивает эти предложения, принимает решение о внедрении цифровой стратегии  и формулирует обоснование своего решения. Особенность игры в том, что игроки выступают поочередно в разных ролях — в роли разработчика-игрока в команде и в роли «босса».

Примеры сценария игры.

Бизнес-кейс «Цифровые стратегии удержания клиентов»

Ситуация. В компании «Мегаптека.ру» был низкий процент удержания клиентов. Перед директором по маркетингу компании встала необходимость решения этой проблемы и повысить процент удержания клиентов. В компании существовал блог, в котором изредка публиковались небольшие статьи по спонтанному выбору без учета сегментирования аудитории, SEO-параметров.

Задание

  • Как можно решить проблему удержания клиентов с помощью цифровой стратегий контент-маркетинга и специализированной социальной сети?
  • Сформулируйте эффективный контент-маркетинг для решения данной проблемы.
  • Составьте контент-стратегию удержания клиентов для телемедицинского бизнеса.
  • Создайте проект социальной сети (стартапа) телемедицинского бизнеса, который может стать лидером рынка.

Подсказка 1. Чтобы получить осязаемый результат от контента, следует: (1) определить: (а) какие основные инструменты продвижения в контент-маркетинге следует задействовать; (б) какие ниши и стратегии цифровой медицины Вы считаете перспективными; (в) будут ли созданы и окажутся ли целесообразными цифровые медицинские цепочки, объединенные в единую цифровую медицинскую систему; (2) подойти к вопросу системно и начать с изучения целевой аудитории (ЦА), анализа конкурентов, поиска каналов дистрибуции; (3) научиться писать продающие тексты, выбирать типы и форматы контента, упаковывать креативы; собрать прототип лендинга или подготовить редизайн текущего; измерять ключевые показатели эффективности контента.

Подсказка 2. Чтобы разработать цифровую стратегию решения проблемы следует осветить ниже размещенные аспекты (можно посмотреть в Интернете опыт успешных компаний, например, США или России). контент-маркетинг и контент-стратегия. Сегментирование целевой аудитории и проработка контент-стратегии. SEO-оптимизация блога. Формат статей. Email-рассылки. Новые каналы дистрибуции.

Создать соцсеть. Опыт, необходимый для успешного запуска стартапа Проблемы, с которыми сталкиваются стартапы на этапе запуска. Формирование базы пользователей. Совпадение планов развития с реальностью. Выход проекта на самоокупаемость. Вклад проектов в развитие цифровой медицины. Перспективные ниши цифровой медицины.

Бизнес-кейс «Продавать медицинское оборудование через маркет-плейс».

Ситуация. В 2013 г. основатель компании «Медэк Старз» Никита Корыстин с двумя партнёрами создали компанию по продаже медицинского оборудования. Зайти на сложный конкурентный рынок было практически невозможно, и первый год компания терпела убытки. Основатели уже думали закрыть фирму, но один из клиентов через сайт заказал у компании оборудование на 1 млн руб. Это был первый контракт - и это был заказ на сложное оборудование, который компания получила через Интернет. Это казалось нереальным – как можно продать оборудование на 1 млн руб., даже не видя друг друга с заказчиком?!

Задание

  • Что такое маркет-плейс?
  • Можно ли продавать медицинское оборудование через маркет-плейс?
  • Сформулируйте возможности для решения данной проблемы.
  • Сформируйте цифровую стратегию продажи медицинского оборудования через маркет-плейс.

 

Темы сценариев деловых игр

  1. Интеграция цифровых отделов коммуникационных агентств
  2. Цифровизация межотраслевой деятельности компаний
  3. Продвижение бренда стратегического цифрового партнерства
  4. Как наиболее эффектвно использовать потенциал цифровой технологии
  5. Как оптимизировать сайт и распродать товарные запасы Интернет-магазина
  6. Интеграция цифровых отделов коммуникационных агентств
  7. Новые способы монетизации порталов
  8. Краудсорсинг: идеи на продажу

 

Вопросы к экзамену

  1. Понятия категорий «цифровые технологии», «цифровизация экономики», «цифровая экономика»,
  2. Концепции цифровой экономики
  3. Информационное общество как фактор внешней среды цифровизации экономики
  4. Достижения индустриального периода как факторы внутренней среды цифровизации экономики
  5. Эффекты внедрения цифровых технологий
  6. Цифровые технологии: общая характеристика
  7. Блокчейн: определение, математические основы, преимущества и риски
  8. Факторы и тенденции развития кадрового потенциала для инновационного развития
  9. Комплексная маркетинговая стратегия STP-стратегия (segmentation, targeting, positioning)
  10. Цифровые стратегии (digital-стратегии): варианты стратегий, конкурентные преимущества, эффекты
  11. Электронный, цифровой (digital) и Интернет-маркетинг: единство и различия
  12. Интернет-маркетинг: разработка Интернет-страницы, аудит Интернет-маркетинга,
  13. Цифровой маркетинг: управление продажами, франшиза, госзакупки, привлечение и удержание клиентов, сайт компании как инструмент маркетинга
  14. Контент-маркетинг: понятие, типы текстового, графического, видеоконтента, разработка стратегии контент-маркетинга
  15. Email-маркетинг: типы рассылок, формирование базы подписчиков, анализ эффективности email-маркетинга
  16. Data-driven маркетинг: суть data-driven подхода, как управлять продажами с помощью данных
  17. Маркетинг в социальных сетях: цели и задачи продвижения продукта в соцсетях; заголовки для лендинга, контекстной рекламы, писем, соцсетей; таргетированная реклама
  18. Краудсорсинг как элемент цифровой экономики и его применение в международном бизнесе
  19. Шеринговая экономика: плюсы, минусы и реализация в международном бизнесе
  20. Великобритания: содержание Программы «Инновационная нация» и суть стратегии цифровой экономики
  21. США: главные характеристики межведомственной программы «Электронная экономика»
  22. Сингапур: Государственная программа формирования цифровой экономики «Умная нация»
  23. Южная Корея: Государственная программа построения постинформационного «вездесущего общества»; муниципальный проект «Шеринговый город Сеул»
  24. Китай: Государственная программа цифровизации экономики
  25. Россия: программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
  26. Специфика российского бизнеса в области цифровизации

 

[1] Siemens AG 2017. Презентация компании 2017-2018. С. 12-13. [Электронный ресурс]. URL: https://w5.siemens.com/web/ua/ru/Documents/inFocus/Siemens-company-presentation_2017-18_ru_web-site.pdf.

[2] Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса. С. 106.

[3] Siemens AG 2017. Презентация компании 2017-2018. [Электронный ресурс]. URL: https://w5.siemens.com/web/ua/ru/Documents/inFocus/Siemens-company-presentation_2017-18_ru_web-site.pdf; «Сименс АГ» подвел итоги 2018 финансового года. 08  Ноября  2018. [Электронный ресурс]. URL: https://w3.siemens.ru/press_office/news_archive/47338.html

[4] Vision 2020+ Shaping the future Siemens. Joe Kaeser, President and CEO. Press and Analyst Conference. Munich, August 2, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.siemens.com/investor/pool/en/investor_relations/financial_publications/speeches_and_presentations/q32018/180802_Press_Analyst_Conference.pdf.

[5] Стратегия «Видение-2020+». 03.08.2019. [Электронный ресурс] URL: http://www.mobilecomm.ru/strategiya-videnie-2020.

[6] "РЕСО-Лизинг" 30 июля проведет сбор заявок на облигации объемом 5 млрд рублей. 25.07.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rusbonds.ru/nwsinf.asp?id=5044678

 

7. ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Результаты обучения по дисциплине

Оценочные средства

(тесты, задачи, кейсы и т.п.)

Знать основные понятия, категории, инфраструктуру, стратегии цифровой экономики, направления цифровизации экономики зарубежных стран и России

Лекции и интерактивные семинары; мастер-классы бизнес-тренеров и экспертов, представителей международных организаций, российских и международных компаний; разбор бизнес-кейсов и кейс-стади (case-study)

Знать основные аспекты теории лидерства, теоретические подходы к анализу экономических ситуаций мировой экономики и международного бизнеса; методы составления плана реализации своих решений

Лекции и интерактивные семинары; мастер-классы бизнес-тренеров и экспертов; деловые игры (ролевая игра «Босс и его команда», разработка и анализ бизнес-кейсов в команде); разбор бизнес-кейсов и кейс-стади (case-study)

Знать концепции и методы коллективного выбора и реализации представленных на рынке программ решений актуальных бизнес-задач, особенности принятия решений человеком в рамках поведенческой экономики

Лекции и интерактивные семинары; мастер-классы бизнес-тренеров и экспертов; ролевая игра «Босс и его команда»; разбор бизнес-кейсов и кейс-стади (case-study)

Знать методы представления информации с использованием современных мультимедийных технологий, включая электронные таблицы, презентации, сетевые и интерактивные технологии, способы осуществлять обмен информацией в деловой и профессиональной сфере с использованием современных информационных технологий и средств коллективного и удаленного доступа

Лекции и интерактивные семинары; мастер-классы бизнес-тренеров и экспертов; разбор бизнес-кейсов и кейс-стади (case-study)

Знать границы рациональности экономических агентов; альтернативные варианты решений в сфере цифровой экономики

Деловые игры (разработка и анализ бизнес-кейсов в команде); разбор бизнес-кейсов и кейс-стади (case-study)

Знать методы представления информации с использованием современных мультимедийных технологий, включая электронные таблицы, презентации, сетевые и интерактивные технологии; знать способы осуществления обмена информацией в деловой и профессиональной сфере с использованием современных информационных технологий и средств коллективного и удаленного доступа

Лекции и интерактивные семинары; мастер-классы бизнес-тренеров и экспертов; деловые игры (ролевая игра «Босс и его команда», разработка и анализ бизнес-кейсов в команде); разбор бизнес-кейсов и кейс-стади (case-study); анализ эффективности международных сделок методами EXCEL

Уметь применять  системный подход к изучению социально-экономических особенностей цифровой экономики; анализировать рынок и тренды для бизнеса, проводить сегментирование рынка и определять целевую аудиторию

Интерактивные семинары; мастер-классы бизнес-тренеров и экспертов, нетворкинг; деловые игры (ролевая игра «Босс и его команда», разработка и анализ бизнес-кейсов в команде); разбор бизнес-кейсов и кейс-стади (case-study)

Уметь моделировать ситуацию с учетом социальных, когнитивных и эмоциональных факторов поведения членов команды; организовать и осуществлять руководство совместной деятельностью группы/коллектива, реализуя стратегию достижения поставленной цели.

Интерактивные семинары; мастер-классы бизнес-тренеров и экспертов; нетворкинг; деловые игры (ролевая игра «Босс и его команда», разработка и анализ бизнес-кейсов в команде); разбор бизнес-кейсов и кейс-стади (case-study)

Уметь осуществлять эффективную коммуникацию с использованием современных информационных технологий в различных ситуациях профессиональной, официально-деловой и социально-культурной сфер общения; применять один из специализированных пакетов прикладных программ (MS Excel, MS Office, Kahoot, Trello, Adobe Acrobat, отечественные и зарубежные модули автоматизации деятельности MRP/ERP, СRM, SRM, СЭД и т.д.) для обработки статистической информации и решения практических бизнес-задач

Интерактивные семинары; мастер-классы бизнес-тренеров и экспертов; нетворкинг; деловые игры (ролевая игра «Босс и его команда», разработка и анализ бизнес-кейсов в команде); разбор бизнес-кейсов и кейс-стади (case-study); решение бизнес-задач методами EXCEL

Уметь осуществлять наглядную визуализацию данных; проводить сравнительный анализ, определять сильные и слабые стороны и оценивать последствия альтернативных вариантов решения поставленных профессиональных задач

Интерактивные семинары; мастер-классы бизнес-тренеров и экспертов; нетворкинг; деловые игры (ролевая игра «Босс и его команда», разработка и анализ бизнес-кейсов в команде); разбор бизнес-кейсов и кейс-стади (case-study)

Уметь самостоятельно ориентироваться в единстве и многообразии современного мира, анализировать и учитывать разнообразие культур, осознавать свою гражданскую идентичность

Интерактивные семинары; мастер-классы бизнес-тренеров и экспертов; нетворкинг; деловые игры (ролевая игра «Босс и его команда», разработка и анализ бизнес-кейсов в команде); разбор бизнес-кейсов и кейс-стади (case-study)

Уметь обеспечить персональную эффективность путем организации эффективной презентаций, публичного выступления, личной эффективности

Интерактивные семинары; мастер-классы бизнес-тренеров и экспертов; нетворкинг; деловые игры (ролевая игра «Босс и его команда», разработка и анализ бизнес-кейсов в команде); разбор бизнес-кейсов и кейс-стади (case-study); презентация собственного кейса

Уметь моделировать ситуацию с учетом социальных, когнитивных и эмоциональных факторов поведения членов команды; организовать и осуществлять руководство совместной деятельностью группы/коллектива, реализуя стратегию достижения поставленной цели.

Интерактивные семинары; мастер-классы бизнес-тренеров и экспертов; нетворкинг; деловые игры (ролевая игра «Босс и его команда», разработка и анализ бизнес-кейсов в команде); разбор бизнес-кейсов и кейс-стади (case-study)

  1. БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ

Максимальные значения баллов, которые студент может получить за выполнение формы проверки знаний (текущая и промежуточная аттестация):

 

Формы текущей и промежуточной аттестации

(оценочные средства)

Баллы

Ситуационный анализ (case-study)

по 1 баллу за case-study

max 2

Деловые ролевые игры «Босс и его команда»

- разработка бизнес-кейсов в команде

- «Босс»: анализ представленных командами решений и обоснование выбора лучшего решения

 

по 1 баллу за игру

max 8 баллов

по 10 баллов за игру

max 40 баллов

Контрольная работа 1: Анализ денежных потоков и аннуитетов методами Excel

max 30

Контрольная работа 2: Анализ международных сделок с ценными бумагами методами Excel

max 30

Экзамен

max 40

Разработка и презентация собственного кейса

max 50

Итого

max 200

 

Оценка по курсу выставляется, исходя из следующих критериев:

 

 

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Отлично

≥ 170

200

Хорошо

≥ 130

< 170

Удовлетворительно

≥ 80

< 130

Неудовлетворительно

 

< 80

 

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для организации занятий по дисциплине необходимы следующие технические средства обучения: мультимедийный класс и доска с маркерами для лекций; компьютерный класс для семинаров; использование «on.econ» для размещения материалов дисциплины.

 

 

Авторы программы:     ____________________________   /С.А. Афонцев/

 

      _________________________________________           /Л.Г. Белова/