Новости

22 апр. 2024 Очное заседание кафедры 23 апреля 2024

Дорогие коллеги, рады сообщить и напомнить о том, что ближайшее очное заседание кафедры и Лаборатории состоится во вторник - 23 апреля в 15:30 в аудитории П-6.

Повестка дня:

  1. О порядке аттестации аспирантов третьего года обучения.
  2. Конкурсные дела.
  3. Разное.

В случае вопросов, можете связаться с нами по телефону кафедры +74959395055

 

21 сент. 2023

14 июн. 2023 Заседание Кафедры мировой экономики и Лаборатории по изучению социально-экономических проблем развивающихся стран Экономического факультета МГУ

состоится 14 июня 2023 года в 14.00 в ауд. 541

Повестка дня

  1. Аттестация аспирантов  1 года обучения
  2. Разное

 

09 июн. 2023 Погребение урны с прахом Осьмовой М.Н.

Дорогие коллеги!

Погребение урны с прахом Маркианы Николаевны состоится 9 июня  в 12:00  на

Даниловском центральном кладбище, 4-й Рощинский проезд, 30 ст11

Встреча возле ворот при входе на кладбище.


 

21 мая 2023 Заседание Кафедры мировой экономики и Лаборатории по изучению социально-экономических проблем развивающихся стран Экономического факультета МГУ

состоится  23 мая 2023 года в 15:30 в ауд. 525

 Повестка дня:

  1. Аттестация аспирантов 3 года обучения.
  2. Разное

 

ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ/ BUSINESS COMMUNICATIONS

                                               Рабочая программа по курсу

«ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ» («BUSINESS COMMUNICATIONS»)

Кафедра мировой экономики. Ауд. 361, 369, тел. 939-50-55

Сайт http://intereconomics.econ.msu.ru.  e-mail  intereconomics@mail.econ.msu.ru

Статус дисциплины: читается на программе бакалавров по направлению «Менеджмент»    

 

Автор программы и преподаватель дисциплины (модуля):

проф. Лучко М.Л.

e-mail: mluchko@bk.ru

Моб. тел.  +7 (903) 242-45-02

 

  1. Перечень планируемых результатов обучения

Целью курса является изучение факторов, определяющих эффективность деловых коммуникаций.

Задачами курса являются: изучение теоретических  основ в области развития деловых коммуникаций; изучение практики инкорпорирования принципов этики бизнеса в зарубежных и российских компаниях в современных условиях; овладение навыками эффективного делового общения. 

Курс ориентирован на формирование у студентов навыков и умений аналитической и практической деятельности в области деловых коммуникаций.

1.1.В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Ключевые понятия в сфере деловых коммуникаций.
  • Особенности различных форм и видов деловых коммуникаций.
  • Мотивацию построения эффективных взаимоотношений с ключевыми группами стейкхолдеров.
  • Основные модели проведения деловых переговоров.
  • Правила делового этикета.

Уметь:

  • Спрогнозировать процесс развития деловых коммуникаций в компании.
  • Выявлять специфику деловых коммуникаций с различными группами стейкхолдеров.
  • Определять и классифицировать трудности и ошибки в процессе деловых коммуникаций.
  • Выявлять факторы эффективности процесса деловых коммуникаций.

Владеть:

  • Основными навыками эффективного делового общения.
  • Основными навыками ораторского мастерства.
  • Навыками проведения презентаций.
  • Навыками проведения деловых переговоров.

 

1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

В результате освоения учебной дисциплины «Деловые коммуникации» студент приобретает и укрепляет следующие компетенции:

 

Общекультурные компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-5

Общепрофессиональные компетенции: ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5

Профессиональные компетенции:  ПК-1, ПК-2, ПК-9, ПК-13, ПК-16.

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавра

 

Курс «Деловые коммуникации» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин ООП, представляет собой необходимый элемент в системе подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент».

 Для освоения дисциплины студенты должны владеть знаниями в области философии, отечественной истории, социальной психологии, основ менеджмента и организационного поведения.  Знания  и навыки, полученные в результате изучения данных курсов, помогут студентам создают необходимую базу для изучения курса «Деловые коммуникации» и имеют высокую степень корреляции с ними. 

Для работы с зарубежными источниками по темам учебной дисциплины желательно владение на профессиональном уровне английским и/или иными иностранными языками.

Желательный семестр освоения студентами дисциплины «Деловые коммуникации» – 3-й (осенний семестр второго курса).

 

  1. Желательный объем дисциплины (модуля)

 3 зачетные единицы, включая:

 32 часов лекционных занятий, 16 часов семинарских занятий, 6 контактных часов, 54 часа самостоятельной работы студентов.

 

  1. Структура и содержание дисциплины (модуля)

 Раздел 1. Введение в курс «Деловые коммуникации». 

Тема 1. Понятие этики бизнеса и ее основных принципов.

Понятие этики бизнеса и делового этикета. Основные виды деловых отношений. Понятие стейкхолдеров и их ключевых групп. Принципы этики бизнеса. Понятия юридической и корпоративной социальной ответственности (КСО) в бизнесе.

Аргументы «за» и «против» социальной ответственности в бизнесе. Развитие идей этики предпринимательства в развитых странах на Западе, в Японии и в России.

Тема 2. Виды и формы деловых коммуникаций

Понятие деловых коммуникаций. Виды деловых коммуникаций. Специфика различных форм коммуникаций. Роль эффективности деловых коммуникаций в успешной работе менеджера. Основные принципы и условия эффективного делового общения. Наиболее типичные ошибки в процессе делового общения. Построение модели личностно-деловых качеств современного менеджера.

 

Раздел 2 Основные факторы и условия эффективности делового общения

Тема 3. Визуальность как фактор, формирующий основу для успеха деловых коммуникаций.

Понятие визуальности и ее составляющих. Соотношение понятий «визуальность» и «имидж» делового человека. Основные современные тренды в деловой одежде (для женщин и мужчин). Артикуляция, жестикуляция и мимика: правильное использование в процессе коммуникации.

 

Тема 4. Этика поведения, умение слушать и слышать.

Этика поведения в различных ситуациях в рабочее и в нерабочее время. Основы делового этикета при разных формах делового общения (прием посетителя, деловые переговоры, внутрифирменное совещание и т.п.). Умение слушать и слышать – важнейший фактор успеха деловых коммуникаций. Мотивация к овладению навыками умению слушать и слышать. Помехи эффективному процессу слушания. Трудности, которые приходится преодолевать слушающему.

Тема 5. Основы ораторского мастерства.

Виды выступлений. Основные условия успеха выступлений. Алгоритм подготовки к выступлению. Структурирование выступления: цель оратора на каждой стадии выступления и методы    ее достижения. Вопросы техники речи и рекомендации по работе над ней. Приемы, помогающие привлечь и удержать внимание слушателей. Особенности поведения оратора во время выступления. Практические тренинги по ораторскому мастерству.

 

Тема 6. Эффективное проведение деловых переговоров.

Деловые переговоры – основная форма личного делового общения.

Этапы переговорного процесса. Подготовка к переговорам как один из ключевых факторов их эффективности. Основные условия успеха переговоров. Алгоритм проведения переговоров. Различные модели проведения переговоров: особенности, сравнительный анализ, трудности реализации. Наиболее типичные ошибки при переговорах.

 

Раздел 3. Специфика деловых коммуникаций с ключевыми группами стейкхолдерами компании.

Тема 7. Специфика деловых коммуникаций с потребителями компании.  

Виды и формы деловых коммуникаций с потребителями компании.

Факторы, определяющие лояльность клиентов. Индекс лояльности потребителей. Сравнительный анализ концепций СRМ и СМR. Деятельность «тайных покупателей»: зарубежный и российский опыт.

 

Тема 8. Специфика внутрифирменных коммуникаций.

Основные классификации коммуникаций внутри организации (компании)Горизонтальные и вертикальные коммуникации. Формы «обратной связи» между руководителями и подчиненными. Неформальные формы коммуникаций между сотрудниками компании. Социальные сети внутри компании: виды, причины создания, рост эффективности деятельности компании вследствие формирования социальных сетей.

 

Тема 9. Кросс-культурные различия в деловых коммуникациях и проблемы их преодоления.

Различные классификации культурных кластеров и их основные характеристики. Классификация культурных кластеров Р.Д. Льюиса. Проблемы преодоления кросс-культурных различий. Преодоление кросс-культурных различий при проведении деловых переговоров с представителями разных культурных кластеров. Игра «Деловые переговоры» (с конкретными заданиями и целевыми установками для участников команд).

 

  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Литература:

  1. Жернакова М.Б., Румянцева И.А. Деловые коммуникации. Теория и практика.- М., Юрайт, 2014.
  2. Коэн Г. Обо всем можно договориться – М., АСТ, 2009.
  3. Лучко М.Л. Этика бизнеса – фактор успеха. – М., ЭКСМО, 2006.
  4. Лучко М.Л. Этика бизнеса: международный опыт и российская практика. – М., ТЕИС, 2010.
  5. Лучко М.Л. Организационное поведение – М., ТЕИС, 2010.

Интернет-ресурсы:

www.business-ethics.com

www.csrjournal.сom

www.globalcompact.org

 

  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине

 

В ходе курса проводится студенты готовят мини-кейс по проблемам деловых коммуникаций (темы 6-9); пишут творческое эссе (7-9); Письменная контрольная работа включает темы по всему курсу и ориентирована на оценку знаний по темам 1-10. Игра «Деловые переговоры» ориентирована на оценку знаний, умений и владений (п. 1.1.) по всем темам курса.

 

  1. Темы творческих эссе (примерные):
  • Причины относительно низкого уровня этики бизнеса в современной России.
  • Меры, направленные на внедрение принципов современной этики бизнеса в практику российских компаний.
  • «Если бы топ-менеджером в компании был я…»
  • «Если бы потребителем был я…»
  • «Если бы стратегическим партнером компании был я…»
  • Деловые коммуникации с потребителями в развитых странах и в России: в чем общее и в чем отличия?
  • Эффективная модель горизонтальных коммуникаций в компании.
  • Эффективная модель вертикальных коммуникаций в компании.
  • Предложения по составлению «ethical guide» для сотрудников своей компании.
  • Эффективная модель деловых переговоров с стратегическими партнерами компании.
  1. Тренинги по ораторскому мастерству (индивидуальные задания) 
  2. Участие в игре «Деловые переговоры» (по командам по заданиям преподавателя).

 

  1. Форма проведения самостоятельной работы и текущего контроля успеваемости

 

Форма работы

Темы

Работа на лекциях и семинарах, в том числе, участие в игровых тренингах, тренингах по ораторскому мастерству, «мозговых штурмах» и др.

1-10

Творческие эссе

                       2-9

Участие в игре «Деловые переговоры»

10

Письменная контрольная работа

1-10

 

 

  1. Образовательные технологии различных видов учебной работы с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся:
  2. лекции с элементами интерактивности;
  3. семинарские занятия (включая участие студентов в «мозговых атаках», ораторском тренинге и других видах работы)
  4. контактные часы, используемые для консультирования студентов преподавателем и представления студентами результатов выполнения различных форм самостоятельной работы;
  5. написание эссе по проблематике курса;
  6. анализ конкретных ситуаций (кейсов), разбор ответов на вопросы
  7. участие студентов в игре «Деловые переговоры»
  8. участие студентов во встречах с представителями зарубежных и российских компаний
  9. Балльная система оценки знаний

 

Виды работ

Баллы

Работа на лекциях и семинарах, в том числе, участие в игровых тренингах, тренингах по ораторскому мастерству, «мозговых штурмах» и др.

20

Творческое эссе

20

Выполнение различных заданий в рамках курса

По 5 баллов за задание

Участие в игре «Деловые переговоры»

20

Письменная контрольная работа

90

ИТОГО

150

 

 

Шкала оценивания успеваемости студентов (в соответствии с Положением о балльно–рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Экономического факультета МГУ):

Критерии оценок

Балл

Оценка

60

Зачет

Менее 60

                     Незачет

 

 

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

 

      Для проведения лекционных и семинарских занятий по учебной дисциплине необходима мультимедийная аудитория. Специальное программное обеспечение не требуется.