Рабочая программа по курсу
«ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ» («BUSINESS COMMUNICATIONS»)
Кафедра мировой экономики. Ауд. 361, 369, тел. 939-50-55
Сайт http://intereconomics.econ.msu.ru. e-mail intereconomics@mail.econ.msu.ru
Статус дисциплины: читается на программе бакалавров по направлению «Менеджмент»
Автор программы и преподаватель дисциплины (модуля):
проф. Лучко М.Л.
e-mail: mluchko@bk.ru
Моб. тел. +7 (903) 242-45-02
- Перечень планируемых результатов обучения
Целью курса является изучение факторов, определяющих эффективность деловых коммуникаций.
Задачами курса являются: изучение теоретических основ в области развития деловых коммуникаций; изучение практики инкорпорирования принципов этики бизнеса в зарубежных и российских компаниях в современных условиях; овладение навыками эффективного делового общения.
Курс ориентирован на формирование у студентов навыков и умений аналитической и практической деятельности в области деловых коммуникаций.
1.1.В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- Ключевые понятия в сфере деловых коммуникаций.
- Особенности различных форм и видов деловых коммуникаций.
- Мотивацию построения эффективных взаимоотношений с ключевыми группами стейкхолдеров.
- Основные модели проведения деловых переговоров.
- Правила делового этикета.
Уметь:
- Спрогнозировать процесс развития деловых коммуникаций в компании.
- Выявлять специфику деловых коммуникаций с различными группами стейкхолдеров.
- Определять и классифицировать трудности и ошибки в процессе деловых коммуникаций.
- Выявлять факторы эффективности процесса деловых коммуникаций.
Владеть:
- Основными навыками эффективного делового общения.
- Основными навыками ораторского мастерства.
- Навыками проведения презентаций.
- Навыками проведения деловых переговоров.
1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).
В результате освоения учебной дисциплины «Деловые коммуникации» студент приобретает и укрепляет следующие компетенции:
Общекультурные компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-5
Общепрофессиональные компетенции: ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5
Профессиональные компетенции: ПК-1, ПК-2, ПК-9, ПК-13, ПК-16.
- Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавра
Курс «Деловые коммуникации» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин ООП, представляет собой необходимый элемент в системе подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент».
Для освоения дисциплины студенты должны владеть знаниями в области философии, отечественной истории, социальной психологии, основ менеджмента и организационного поведения. Знания и навыки, полученные в результате изучения данных курсов, помогут студентам создают необходимую базу для изучения курса «Деловые коммуникации» и имеют высокую степень корреляции с ними.
Для работы с зарубежными источниками по темам учебной дисциплины желательно владение на профессиональном уровне английским и/или иными иностранными языками.
Желательный семестр освоения студентами дисциплины «Деловые коммуникации» – 3-й (осенний семестр второго курса).
- Желательный объем дисциплины (модуля)
3 зачетные единицы, включая:
32 часов лекционных занятий, 16 часов семинарских занятий, 6 контактных часов, 54 часа самостоятельной работы студентов.
- Структура и содержание дисциплины (модуля)
Раздел 1. Введение в курс «Деловые коммуникации».
Тема 1. Понятие этики бизнеса и ее основных принципов.
Понятие этики бизнеса и делового этикета. Основные виды деловых отношений. Понятие стейкхолдеров и их ключевых групп. Принципы этики бизнеса. Понятия юридической и корпоративной социальной ответственности (КСО) в бизнесе.
Аргументы «за» и «против» социальной ответственности в бизнесе. Развитие идей этики предпринимательства в развитых странах на Западе, в Японии и в России.
Тема 2. Виды и формы деловых коммуникаций
Понятие деловых коммуникаций. Виды деловых коммуникаций. Специфика различных форм коммуникаций. Роль эффективности деловых коммуникаций в успешной работе менеджера. Основные принципы и условия эффективного делового общения. Наиболее типичные ошибки в процессе делового общения. Построение модели личностно-деловых качеств современного менеджера.
Раздел 2 Основные факторы и условия эффективности делового общения
Тема 3. Визуальность как фактор, формирующий основу для успеха деловых коммуникаций.
Понятие визуальности и ее составляющих. Соотношение понятий «визуальность» и «имидж» делового человека. Основные современные тренды в деловой одежде (для женщин и мужчин). Артикуляция, жестикуляция и мимика: правильное использование в процессе коммуникации.
Тема 4. Этика поведения, умение слушать и слышать.
Этика поведения в различных ситуациях в рабочее и в нерабочее время. Основы делового этикета при разных формах делового общения (прием посетителя, деловые переговоры, внутрифирменное совещание и т.п.). Умение слушать и слышать – важнейший фактор успеха деловых коммуникаций. Мотивация к овладению навыками умению слушать и слышать. Помехи эффективному процессу слушания. Трудности, которые приходится преодолевать слушающему.
Тема 5. Основы ораторского мастерства.
Виды выступлений. Основные условия успеха выступлений. Алгоритм подготовки к выступлению. Структурирование выступления: цель оратора на каждой стадии выступления и методы ее достижения. Вопросы техники речи и рекомендации по работе над ней. Приемы, помогающие привлечь и удержать внимание слушателей. Особенности поведения оратора во время выступления. Практические тренинги по ораторскому мастерству.
Тема 6. Эффективное проведение деловых переговоров.
Деловые переговоры – основная форма личного делового общения.
Этапы переговорного процесса. Подготовка к переговорам как один из ключевых факторов их эффективности. Основные условия успеха переговоров. Алгоритм проведения переговоров. Различные модели проведения переговоров: особенности, сравнительный анализ, трудности реализации. Наиболее типичные ошибки при переговорах.
Раздел 3. Специфика деловых коммуникаций с ключевыми группами стейкхолдерами компании.
Тема 7. Специфика деловых коммуникаций с потребителями компании.
Виды и формы деловых коммуникаций с потребителями компании.
Факторы, определяющие лояльность клиентов. Индекс лояльности потребителей. Сравнительный анализ концепций СRМ и СМR. Деятельность «тайных покупателей»: зарубежный и российский опыт.
Тема 8. Специфика внутрифирменных коммуникаций.
Основные классификации коммуникаций внутри организации (компании)Горизонтальные и вертикальные коммуникации. Формы «обратной связи» между руководителями и подчиненными. Неформальные формы коммуникаций между сотрудниками компании. Социальные сети внутри компании: виды, причины создания, рост эффективности деятельности компании вследствие формирования социальных сетей.
Тема 9. Кросс-культурные различия в деловых коммуникациях и проблемы их преодоления.
Различные классификации культурных кластеров и их основные характеристики. Классификация культурных кластеров Р.Д. Льюиса. Проблемы преодоления кросс-культурных различий. Преодоление кросс-культурных различий при проведении деловых переговоров с представителями разных культурных кластеров. Игра «Деловые переговоры» (с конкретными заданиями и целевыми установками для участников команд).
- Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Литература:
- Жернакова М.Б., Румянцева И.А. Деловые коммуникации. Теория и практика.- М., Юрайт, 2014.
- Коэн Г. Обо всем можно договориться – М., АСТ, 2009.
- Лучко М.Л. Этика бизнеса – фактор успеха. – М., ЭКСМО, 2006.
- Лучко М.Л. Этика бизнеса: международный опыт и российская практика. – М., ТЕИС, 2010.
- Лучко М.Л. Организационное поведение – М., ТЕИС, 2010.
Интернет-ресурсы:
www.csrjournal.сom
www.globalcompact.org
- Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине
В ходе курса проводится студенты готовят мини-кейс по проблемам деловых коммуникаций (темы 6-9); пишут творческое эссе (7-9); Письменная контрольная работа включает темы по всему курсу и ориентирована на оценку знаний по темам 1-10. Игра «Деловые переговоры» ориентирована на оценку знаний, умений и владений (п. 1.1.) по всем темам курса.
- Темы творческих эссе (примерные):
- Причины относительно низкого уровня этики бизнеса в современной России.
- Меры, направленные на внедрение принципов современной этики бизнеса в практику российских компаний.
- «Если бы топ-менеджером в компании был я…»
- «Если бы потребителем был я…»
- «Если бы стратегическим партнером компании был я…»
- Деловые коммуникации с потребителями в развитых странах и в России: в чем общее и в чем отличия?
- Эффективная модель горизонтальных коммуникаций в компании.
- Эффективная модель вертикальных коммуникаций в компании.
- Предложения по составлению «ethical guide» для сотрудников своей компании.
- Эффективная модель деловых переговоров с стратегическими партнерами компании.
- Тренинги по ораторскому мастерству (индивидуальные задания)
- Участие в игре «Деловые переговоры» (по командам по заданиям преподавателя).
- Форма проведения самостоятельной работы и текущего контроля успеваемости
Форма работы |
Темы |
Работа на лекциях и семинарах, в том числе, участие в игровых тренингах, тренингах по ораторскому мастерству, «мозговых штурмах» и др. |
1-10 |
Творческие эссе |
2-9 |
Участие в игре «Деловые переговоры» |
10 |
Письменная контрольная работа |
1-10 |
- Образовательные технологии различных видов учебной работы с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся:
- лекции с элементами интерактивности;
- семинарские занятия (включая участие студентов в «мозговых атаках», ораторском тренинге и других видах работы)
- контактные часы, используемые для консультирования студентов преподавателем и представления студентами результатов выполнения различных форм самостоятельной работы;
- написание эссе по проблематике курса;
- анализ конкретных ситуаций (кейсов), разбор ответов на вопросы
- участие студентов в игре «Деловые переговоры»
- участие студентов во встречах с представителями зарубежных и российских компаний
- Балльная система оценки знаний
Виды работ |
Баллы |
Работа на лекциях и семинарах, в том числе, участие в игровых тренингах, тренингах по ораторскому мастерству, «мозговых штурмах» и др. |
20 |
Творческое эссе |
20 |
Выполнение различных заданий в рамках курса |
По 5 баллов за задание |
Участие в игре «Деловые переговоры» |
20 |
Письменная контрольная работа |
90 |
ИТОГО |
150 |
Шкала оценивания успеваемости студентов (в соответствии с Положением о балльно–рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Экономического факультета МГУ):
Критерии оценок
Балл |
Оценка |
60 |
Зачет |
Менее 60 |
Незачет |
- Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Для проведения лекционных и семинарских занятий по учебной дисциплине необходима мультимедийная аудитория. Специальное программное обеспечение не требуется.