Новости

29 сен 2018 Заседание кафедры мировой экономики состоится в понедельник 1 октября 2018 г. в 14:00
22 июн 2018 Заседание кафедры мировой экономики состоялось 28 июня в 15:00 в аудитории 361
30 май 2018 Заседание кафедры мировой экономики состоялось 31 мая в 14:00 в аудитории 361
03 апр 2018 Заседание кафедры мировой экономики состоялось в четверг 12 апреля в 15:00 в 513 аудитории

Менеджмент в международных компаниях / Management in International Companies

Кафедра мировой экономики. Ауд. 361, 369, тел. 939-50-55

Электронная почта лектора: liamenkov@yandex.ru; lyamenkov@econ.msu.ru

Статус дисциплины: по выбору студента, предлагается для чтения в бакалавриате по направлению «Менеджмент» в 5 семестре    

 

Автор программы и лектор: доц. Ляменков Андрей Константинович; преподаватель, ведущий семинары – Гребенкина Алина Михайловна.

Программа курса

Изучение учебного курса «Менеджмент в международных компаниях» предполагает знакомство обучающихся с основными формами международного бизнеса, теориями, объясняющие существование международных компаний, их типологией и структурой. Рассматриваются основы управления деятельностью ТНК, специфика анализа зарубежной внешней среды деятельности компаний, стратегические альтернативы участия компании в международном бизнесе, включая специфику разработки и реализации стратегий проникновения компаний на зарубежные рынки, участие в международных стратегических альянсах и трансграничных слияниях и поглощениях. Анализируются функциональные стратегии компаний, поддерживающих международные хозяйственные отношения.
В результате освоения учебной дисциплины студенты должны овладеть навыками использования полученных знаний для анализа конкретных управленческих задач и бизнес–ситуаций, связанных с участием хозяйственных организаций в различных формах международного бизнеса и организацией деятельности международных компаний, включая осуществление внешнеторговых, международных финансовых и инвестиционных операций, принятие решений по международному размещению производства, НИОКР, международному маркетингу и логистике, политику по отношению к персоналу.  
 

Трудоемкость дисциплины

 

Трудоемкость

 15 недель (весна)+3 недели - сессия

з.е.

в часах

Контактная

Самосто

ятельная

 

всего

всего

в семестре

лек

сем

консул

Дифф. зачет

 

всего

4

144

76

68

34 

34

8

2

68

 

 

Содержание тем, разделов учебной дисциплины

 

Раздел I. Организационные формы международного бизнеса.

Международные (транснациональные) компании

            

Тема 1. Введение в менеджмент международных компаний

Международный бизнес и международный менеджмент. Значение международного менеджмента для современной экономики России и отечественных хозяйственных организаций.

 

Тема 2. Участники международного бизнеса, типология и структура международных компаний

Формы международного бизнеса. Основные участники международного бизнеса. Национальные и международные компании.

Понятие транснациональной компании/многонационального предприятия (ТНК/МНП). Виды зарубежных подразделений ТНК: филиалы, дочерние компании. Ассоциированные/ аффилированные с ТНК компании. Роль ТНК в мировой экономике. Индекс транснациональности. Основные рэнкинги ТНК (подход ЮНКТАД, Financial Times, Forbes и др.). Транснационализация ведущих российских компаний.

Типы ТНК. ТНК 1–5 поколений. Модель Х. Перлмуттера: этноцентрические, полицентрические, геоцентрические – глобальные ТНК.

Основные теоретические концепции ТНК: концепция уникальных преимуществ/ рыночной власти, объяснение ТНК в рамках концепции жизненного цикла продукта, концепция интернализации, парадигма OLI Даннинга и др. Объяснение возникновения ТНК в рамках новейшей теории международной торговли.

Эволюция организационных структур управления в международных компаниях (от линейной до дивизиональной и матричной структуры). Понятие организационной инфраструктуры. Специфика управления международной деятельностью компании. Модели организации высших органов управления компании (двухзвенная и трехзвенная), их применение в зарубежных странах и России.  

Основные организационно–правовые формы компаний – участников международного бизнеса в ведущих зарубежных странах и России. Публичные и непубличные (частные) компании и их правовые формы.

 

Тема 3. Анализ зарубежной внешней среды деятельности международных компаний

Анализ экономической зарубежной внешней среды, его основные положения. Стартовый маркетинговый анализ зарубежного рынка.

Правовая зарубежная внешняя среда, основные типы национальных правовых систем и различия между ними. Англосаксонская и континентальная правовые системы и их влияние на международный бизнес.

Политическая зарубежная внешняя среда международного бизнеса, основные политические риски.

Понятие, характеристика страновых рисков ведения международного бизнеса. Основные рейтинги страновых рисков. Возможности и способы управления страновыми рисками для ТНК. Роль двусторонних соглашений о взаимной защите и поддержке инвестиций, МЦУИС, МАГИ, регулирования на национальном уровне.

Анализ зарубежной культурной внешней среды. Национальная/ региональная деловая культура и организационная культура. Модель и «измерения» Г. Хофстеде, модель Ф. Тромпенаарса, модель Р. Льюиса и другие подходы к анализу национальной деловой и организационной культур. Задачи кросс–культурного менеджмента.

Модель CAGE Distance для оценки притяжения стран для взаимного бизнеса.

Связь национальной/ региональной деловой культуры, организационной культуры и этики бизнеса. Основные этические проблемы в международном бизнесе.  

 

Раздел II. Особенности стратегического управления компаниями в международном бизнесе

 

Тема 4. Стратегические альтернативы участия компании в международном бизнесе

Стратегическое управление ТНК. Общая характеристика, этапы и процедуры стратегического управления. Базовые типы корпоративных и бизнес–стратегий. Функциональные стратегии и стратегии отдельных направлений деятельности международных компаний.

Стратегические альтернативы участия компании в международном бизнесе (мультилокальная, глобальная, т.н. международная, транснациональная стратегии) – модель Гошала, Нохриа, Барлетта. Взаимосвязь между стратегическими альтернативами и организационной инфраструктурой компании.

Стратегии выхода (проникновения) компании на внешние рынки. Выбор формы выхода на основе парадигмы OLI Даннинга. Выход на рынок путем экспорта товаров, продажи лицензий, франчайзинга. Инвестиционные способы выхода на зарубежный национальный рынок: создание совместных предприятий, Greenfield–инвестиции, транснациональные слияния и поглощения. Преимущества и недостатки различных способов выхода на зарубежный национальный рынок.

 

Тема 5. Международные стратегические альянсы. Интегрированные бизнес–группы в международном бизнесе

Понятие международного стратегического альянса (МСА). Мотивы участия компаний в МСА. Формы международных стратегических альянсов. Совместные предприятия в рамках МСА.

Понятие интегрированной бизнес–группы (ИБГ, финансово–промышленная группа). Иерархические и этархические ИБГ. Особенности ИБГ в отдельных зарубежных странах и эволюция ИБГ в России.

 

Тема 6. Слияния и поглощения компаний – участников международного бизнеса

Слияния и поглощения (СиП) как конкурентная стратегия в международном бизнесе. Классификация сделок по слияниям и поглощениям компаний. СиП и рейдерство. Динамика сделок СиП в мировой экономике. «Волны» СиП, их характеристика и особенности. Участие российских компаний в трансграничных сделках СиП.

Причины (мотивы) участия компаний в слияниях и поглощениях. Основные теоретические концепции СиП (синергетического эффекта, агентских издержек, гордыни). Способы финансирования слияний и поглощений. Современная практика международных слияний и поглощений.

 

Раздел III. Функциональный менеджмент в международном бизнесе

 

Тема 7. Международное размещение производства и НИОКР

Глобальные производственные системы. Факторы выбора страны локализации производства товаров и услуг. Международное размещение НИОКР.

Роль транспортных издержек, «транспортная революция». Международная логистика.

Международный аутсорсинг: преимущества и недостатки.

 

Тема 8. Международный маркетинг

Роль маркетинговых стратегий в международном бизнесе. Факторы выбора международной маркетинговой стратегии. Тенденция глобализации и сегментация рынков. Особенности дистрибуции, коммуникаций и маркетинг–микса, стратегий ценообразования в международном бизнесе. Возможности ценовой дискриминации на различных национальных рынках.

Необходимость интегрирования функций маркетинга, производства и НИОКР.

 

Тема 9. Управление человеческими ресурсами в международных компаниях

Особенности политики по отношению к персоналу в международных компаниях. Управление человеческими ресурсами и кросс–культурсный менеджмент в ТНК.

 

Тема 10. Внешнеторговый менеджмент

Внешнеторговая деятельность фирмы в международном бизнесе, риски внешнеторговых операций. Использование посредников во внешней торговле. Типовая внешнеторговая сделка. Базисные условия поставок. Компенсационная торговля.

Механизм и способы международных расчетов по внешнеторговых операциям. Финансирование внешнеторговой деятельности.

Внешнеторговая политика и ее воздействие на бизнес международных компаний.

 

Тема 11. Международный финансовый и инвестиционный менеджмент

Особенности инвестиционной деятельности международной компании. Виды иностранных инвестиций и их использование в бизнесе международных компаний. Специфика анализа эффективности международного инвестиционного проекта (учет эффектов проекта для всех аффилированных компаний, прогнозирование будущих номинального и реального обменного курсов, учет странового риска).

Особенности финансового менеджмента международной компании. Валютная среда функционирования международного бизнеса. Основные характеристики и операции мирового валютного рынка.

Валютный риск, виды валютного риска и управление им в международном бизнесе. 

Возможности, способы и инструменты международного финансирования фирмы.

Международное юридическое двойное налогообложение и возможности его избежания в международном бизнесе. Международное корпоративное налоговое планирование: основные способы и их общая характеристика.

 

Основная литература и источники для самостоятельной работы

Литература:

  1. Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес. Пер. с англ. М. – СПб.: Питер, 2006
  2. Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. – СПб.: Питер, 2005
  3. Сейфуллаева М.Э. Международный менеджмент. – М.: КноРус, 2011
  4. Хилл Ч. Международный бизнес. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2013
  5. Шевченко Б.И. Международный менеджмент. Управление международной компанией. – М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2010

 

Интернет–источники: статистические и аналитические материалы, представленные на сайтах:

Международного валютного фонда (http://www.imf.org);

Всемирного банка (http://www.worldbank.org);

Всемирной торговой организации (http://www.wto.org);

ЮНКТАД (http://www.unctad.org);

ОЭСР (http://www.oecd.org); 

Центрального банка РФ (http://www.cbr.ru);

Министерства экономического развития РФ (http://economy.gov.ru);

Федеральной службы государственной статистики РФ (http://www.gks.ru);

Федеральной таможенной службы (http://www.customs.ru).

 

 

Формы проведения самостоятельной работы и текущего контроля успеваемости

Обязательные формы проведения самостоятельной работы и текущего контроля успеваемости:

форма работы

способы проверки

трудоемкость

изучение материалов учебников, дополнительной литературы (список предоставляется преподавателем) и лекций (материалы лекций публикуются в электронной среде обучения on.econ) по соответствующим разделам и темам учебной дисциплины;

преподавателем на семинарских занятиях; посредством оценивания выполнения контрольных работ на семинарских занятиях; посредством оценивания выполнения экзаменационной работы 

16 часов

изучение конкретных ситуаций/кейсов по соответствующим разделам и темам учебной дисциплины, подготовка ответов на вопросы к данным материалам; 

преподавателем на семинарских занятиях и во внеаудиторное время

12 часов

решение заданных преподавателем задач по соответствующим темам учебной дисциплины;

преподавателем на семинарских занятиях и во внеаудиторное время; посредством оценивания выполнения контрольных работ на семинарских занятиях; посредством оценивания выполнения экзаменационной работы 

10 часов

подготовка исследовательского проекта (включая презентацию проекта), в рамках которого анализируется статус, структура выбранной студентом компании (ТНК), реализуемые ей международные стратегии и управление международными бизнес–операциями

преподавателем во внеаудиторное время, на контактных часах

12 часов

 

Формы проведения самостоятельной работы и текущего контроля успеваемости по выбору студента:

форма работы

способы проверки

трудоемкость

подготовка доклада и презентации доклада по отдельным предложенным преподавателем вопросам;

преподавателем, с учетом мнения студентов группы, на семинарских занятиях

5 часов

самостоятельная разработка студентом кейсов/ заданий по отдельным вопросам курса «Менеджмент в международных компаниях», их презентация и защита перед преподавателем и другими студентами;

преподавателем во внеаудиторное время

5 часов

посещение и участие в работе научных конференций, круглых столов, мастер–классов, организованных кафедрой или факультетом с привлечением специалистов – предпринимателей, сотрудников российских и зарубежных компаний, госслужащих

преподавателем по итогам посещения и участия в работе конференции/ круглого стола/ мастер–класса

5 часов

выполнение студентами (в том числе малыми группами студентов) инициативного проекта в виде письменной исследовательской работы на актуальную тему участия российской компании в международном бизнесе в условиях ужесточения зарубежной внешней среды (действия международных санкций и других факторов)

преподавателем, с учетом письменного оценивания инициативного проекта другими студентами группы, во внеаудиторное время, на контактных часах

13 часов

участие студентов в деятельности функционирующих при кафедре мировой экономики учебно–научных Центров региональной интеграции и системного анализа ЕС; по изучению стран Азиатско–Тихоокеанского региона; ибероамериканских исследований; совместного с ИМЭМО РАН Центра «Мировая экономика»

преподавателем, совместно с руководителями Центров, на основании оценки последними участия студентов в работе соответствующего Центра  

13 часов

 

 

Образовательные технологии

  1. Лекции: сопровождаются обязательной презентацией лекционного материала.
  2. Семинарские занятия.
  3. Контактные часы – индивидуальные консультации: используются для консультирования студентов преподавателями и представления студентами результатов выполнения различных форм самостоятельной работы.
  4. Письменные контрольные работы.
  5. Прием дифференцированного зачета в устной форме.
  6. Анализ конкретных ситуаций/кейсов, разбор ответов на вопросы, поставленные преподавателем к данным материалам. Указанная форма обучения применяется на семинарских занятиях по темам 2–11 учебного курса.
  7. Подготовка студентами исследовательских проектов по анализу стратегий и операций выбранной отечественной либо зарубежной ТНК, участвующей в международном бизнесе.
  8. Подготовка студентами доклада и презентации доклада по отдельным предложенным преподавателем вопросам (форма работы по выбору студента).
  9. Инициативный проект на актуальную тему в виде письменной исследовательской работы (форма работы по выбору студента). Возможная тема инициативного проекта: «Изменение международной внешней среды деятельности российских ТНК в результате введения западными странами экономических санкций в отношении России (на примере выбранной Вами компании)». Результаты выполнения проекта оцениваются, помимо оценки преподавателем, другими студентами академической группы.
  10. Участие студентов в работе научных конференций, круглых столов, мастер–классов, организованных кафедрой или факультетом, с привлечением специалистов практиков бизнеса, экспертов из научных организаций и/или государственных служащих (форма работы по выбору студента).
  11. Участие студентов в работе кафедральных учебно–научных Центров региональной интеграции и системного анализа ЕС; по изучению стран Азиатско–Тихоокеанского региона; ибероамериканских исследований; а также Научно–образовательного центра «Мировая экономика» (форма работы по выбору студента).
  12. Электронная среда обучения on.econ на сайте факультета: используется для размещения учебно–методических материалов, текстов лекций, заданий студентам по выполнению различных форм самостоятельной работы, а также для размещения результатов выполненных заданий.

 

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

       Освоение учебного курса «Менеджмент в международных компаниях» обеспечивает знакомство обучающихся с особенностями управления ТНК и иными субъектами предпринимательства, участвующими в международном бизнесе. При этом в рамках учебной дисциплины рассматриваются как особенности стратегического управления в международном бизнесе, как и специфика функционального менеджмента таких компаний.

      Результатом изучения студентами тем 1–2 учебной дисциплины должно стать формирование у них знаний основных форм международного бизнеса, теорий, объясняющих существование международных компаний, их типологии, эволюции организационной структуры. Результатом освоения темы 3 учебной дисциплины должно стать знакомство с основными параметрами и характеристиками анализа зарубежной экономической, правовой, политической и культурной внешней среды международного бизнеса, а также умение студентов использовать методологию и методику такого анализа применительно к деятельности хозяйственных организаций на мировых рынках.  

      Результатом освоения студентами темы 4 учебной дисциплины должно являться знание специфики стратегического управления в международном бизнесе (на уровне корпоративных и деловых стратегий), знакомство с основными стратегическими альтернативами компании на мировом рынке, а также с базовыми стратегиями проникновения на зарубежные национальные рынки. При этом студенты должны уметь использовать полученные знания для анализа конкретных стратегических управленческих задач и бизнес–ситуаций, связанных с участием хозяйственных организаций в различных формах международного бизнеса и управлением различными аспектами деятельности международных компаний.

     Результатом изучения студентами тем 5 и 6 учебной дисциплины должно стать знакомство с такими конкурентными стратегиями в международном бизнесе, как участие в международных стратегических альянсах, трансграничных сделках слияний и поглощений компаний и интегрированных бизнес–группах, а также умение анализировать преимущества и недостатки, эффективность реализации данных стратегий.        

     Результатом изучения тем 7–11 учебной дисциплины должно стать формирование компетенций, заключающихся в знании основных особенностей планирования и реализации функциональных стратегий в международном бизнесе (международного размещения производства и НИОКР, международного маркетинга, управления персоналом в ТНК, а также внешнеторговых, финансовых и инвестиционных функциональных стратегий). Студенты должны приобрести умения применять полученные знания для анализа практики различных направлений участия хозяйственной организации в международном бизнесе, с присущими ему рисками и регулированием предпринимательства на национальном и многостороннем уровне.

     Итоговой компетенцией студентов, приобретаемой в результате освоения всего курса «Менеджмент в международных компаниях», должно стать овладение навыками и методами проведения системного комплексного анализа участия отдельных хозяйственных организаций в международном бизнесе и управления их международными операциями.

 

   Балльная система оценки знаний

 

Форма работы

Количество

Баллы за единицу

Всего баллов

Контрольная работа

2

15

30

Исследовательский проект по анализу ТНК и его презентация

1

25

25

Посещение семинарских занятий

15

20/15

20

Работа студентов на семинарских занятиях: ответы на вопросы к описанию конкретных ситуаций/кейсов, ответы на вопросы преподавателя, решение задач

15

2

30

Выполнение домашних заданий

10

15/10

15

Выполнение форм работ по выбору студента: подготовка инициативного проекта на актуальную тему; подготовка доклада и презентации доклада по отдельным вопросам курса; самостоятельная разработка студентом кейсов/ заданий; участие в научной конференции, круглом столе, мастер–классе; работа в учебно–научном Центре при кафедре мировой экономики или Научно–образовательном центре «Мировая экономика» 

2

10

20

Дифференцированный зачет

1

60

60

Всего

 

 

200

 

Шкала оценивания успеваемости студентов (в соответствии с Положением о балльно–рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Экономического факультета МГУ):

Количество баллов

Оценка

менее 80 баллов

«Неудовлетворительно»

80 и более, но менее 130 баллов

«Удовлетворительно»

130 и более, но менее 170 баллов

«Хорошо»

170 и более баллов

«Отлично»