Кафедра мировой экономики
Ауд. 361-373, корпус экономического факультета МГУ, тел. 8 495 939 52 17,
8 495 939 50 55
Статус дисциплины: читается на программе бакалавров по направлению «Экономика» в 7-м семестре, факультатив
Автор программы и преподаватель дисциплины (модуля):
Зубенко Вера Андреевна, автор программы, лектор
vzoubenko@yandex.ru, тел. 8 495 939 54 17;
Перечень планируемых результатов обучения
Дисциплина нацелена на получение следующих видов компетенций:
ОК-3; ОК-4;ЩЛ-5; ОПК-1; ОПК-2; ОПК-3/1 и ОПК-3/2, ОПК-4, ОПК-6, ОПК-7; ПК-3; ПК-5; ПК-7; ПК-11; ПК-12.
I. В результате освоения дисциплины студент должен получить системное представление о значении внешнеэкономической деятельности для страны в целом и отдельных организаций, об основных особенностях и закономерностях развития внешнеэкономической политики в современном мире, их связи с другими процессами, происходящими в обществе, об основных инструментах и методах управления внешнеэкономической деятельностью.
В результате изучения всех аспектов дисциплины бакалавр менеджмента должен:
знать теоретические основы управления процессами внешнеэкономической деятельности, структуру внешнеэкономического комплекса страны, основные инструменты и методы управления внешнеэкономической деятельностью, формы, виды и условия развития современной внешнеэкономической деятельности;
уметь использовать полученные знания для научного анализа событий, явлений и процессов в области внешнеэкономической деятельности, использовать источники информации для целенаправленного изучения внешнеэкономических партнеров и оптимального выбора формы выхода на внешний рынок;
владеть методикой и инструментарием подготовки контрактов купли-продажи товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности, приемами маркетинга для продвижения отечественных товаров, услуг и технологии на мировой рынок, искусством ведения переговоров.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавра
Для успешного освоения курса студенты должны знать:
- экономическую географию;
- экономическую историю;
- экономическую теорию;
- теорию статистики;
- мировую экономику,
- иностранный язык.
Студенты должны обладать навыками:
- анализа и интерпретации данных социально-экономической статистики;
- поиска экономической информации, ее систематизации и анализа.
Место дисциплины в учебном плане:
Дисциплина должна читаться ПОСЛЕ дисциплин «Страны и регионы в мировой экономике», «Международная экономика».
Желательный объем дисциплины (модуля)
2 зачетные единицы.
II. Структура и содержание дисциплины (модуля)Тема 1. Цели и задачи внешнеэкономической политики России на современном этапе.
Ослабление геополитических позиций России после развала СССР. Проблемы интеграции России в мировую экономику. Структура внешнеэкономического комплекса России на современном этапе ее развития. Протекционизм и либерализм во внешнеэкономической деятельности России.
Тема 2. Концептуальные основы развития внешнеэкономической деятельности России.
Внешнеэкономическая стратегия РФ. Региональные и страновые приоритеты во внешнеэкономической сфере России. Формирование государственной системы развития внешнеэкономической деятельности.
Тема 3. Регулирование внешнеэкономической деятельности в России.
Цели и принципы регулирования ВЭД. Правовое обеспечение внешнеторговой деятельности в РФ. Органы государственного регулирования ВЭД в РФ. Таможенно-тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД в рамках ЕАЭС. Таможенные пошлины, их виды. Таможенные платежи. Экономические методы стимулирования экспортного производства.
Тема 4.Участие России в деятельности ВТО.
История присоединения России к ВТО. Цели присоединения. Позитивные и негативные последствия участия в ВТО. Первые итоги.
Тема 5.Цели и пути создания предприятий с иностранными инвестициями.
Цели создания предприятий с иностранным участием. Управление предприятиями с иностранными инвестициями. Организационные формы СП. Экономическая эффективность деятельности СП. Правовое регулирование деятельности иностранного капитала в Российской Федерации. Меры государственного содействия притоку иностранного капитала в экономику РФ. Принципы использования иностранных инвестиций в целях структурной перестройки и модернизации национального хозяйства России. Деятельность СЭЗ на территории РФ.
Тема 6. Транснационализация российского бизнеса.
Масштабы и цели участия России в международной миграции капитала. Причины экспорта и бегства капитала из России. Формы, отраслевые и географические направления экспорта российского капитала за границу. Российские ТНК. Индекс их транснациональности. Эффективность зарубежной деятельности российских компаний.
III. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
- Мировая экономика. Экономика стран и регионов: учебник для академического бакалавриата/ В.П.Колесов [и др.]; под ред.В.П.Колесова, М.Н.Осьмовой. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 519 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
- Зубенко В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.В.Зубенко, О.В.Игнатова, Н.Л.Орлова, В.А.Зубенко. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 409 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
- Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: учебное пособие для вузов /М. В. Елова, Е. К.Муравьева, С. М. Панферова и др.; под ред. А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной. – М.: Логос, 2009.
- Долгов С.И. и др. Технология внешнеторговых сделок. – М.: Изд-во ВАВТ, 2010.
- Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. / Е.Ф.Прокушев, А.А.Костин; под ред. проф. Е.Ф.Прокушева. – 8-е изд. Перераб и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012.
- Мировая экономика и международный бизнес: практикум / кол. авт.: под общ. ред. проф. В.В.Полякова и проф. Р.К.Щенина. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008.
- Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям /Л.Е.Стровский и др.; под ред. проф. Л.Е.Стровского. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2010. 503 с.
Интернет-ресурсы
- http://www.imf.org
- http://www.worldbank.org
- http://www.wto.org
- http://www.unctad.org
- http://www.undp.org
IY. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине
В рамках подготовки к семинарским занятиям студентам предлагаются домашние задания.
Пример домашнего задания.
- Используя материалы Всемирного банка (World Investment Report, World Development Indicators; World Development Report, Selected World Development Indicators, http://www.worldbank.org), определите место России на мировом финансовом рынке в качестве инвестора и страны, принимающей инвестиции, заемщика и кредитора.
- На основе лекции и презентации по данной теме, использования материалов Всемирного банка http://www.worldbank.org определите понятие инвестиционного климата и его составляющих и дайте оценку инвестиционного климата в России.
- Подумайте над вопросом о причинах транснационализации российского бизнеса.
- Изучив материалы лекции и презентации, а также официальные публикации Всемирного банка и Росстата составьте рейтинг российских ТНК сферы промышленности, входящих в первую сотню крупнейших ТНК мира по размеру активов.
В ходе курса проводится две контрольные работы. Одной из оцениваемых форм работы является написание студентами эссе по предложенным темам или реферата. По одной из тем 1-го и 2-го разделов дисциплины студенты должно подготовить презентацию самостоятельно или в минигруппе. По итогам курса проводится письменный экзамен. Контрольные работы включают тестовые вопросы по темам обоих разделов. Экзаменационная контрольная включает тестовые и открытые вопросы по всему курсу.
Пример типового тестового вопроса:
Отметьте неверный ответ. К обеспечивающим внешнеторговым операциям относятся
- операции по таможенному оформлению товара,
- транспортные перевозки,
- купля-продажа лицензий,
- регистрация товарного знака
Примеры типового открытого вопроса:
- Какова структура ВЭД России и почему необходима ее пространственная и товарная диверсификация?
- Что такое базисные условия поставки? Что они определяют?
Форма |
Количество |
Тема |
Подготовка к семинарским занятиям |
20 |
1-20 |
Подготовка аналитического эссе или реферата |
2 |
1-14 и 15-20 |
Подготовка аналитических докладов и презентаций |
2 |
1 - 20; |
Контрольная работа |
2 |
1-14 и 15-20 |
Экзамен |
1 |
1-20 |
YI. Образовательные технологии
В рамках учебной дисциплины предусмотрено проведение наряду с лекционными и семинарскими занятиями контактных часов, которые будут использованы для консультирования студентов по вопросам курса и контроля их текущей успеваемости, разъяснения выполнения домашних заданий, оказания преподавателем содействия при планировании студентами самостоятельной работы. Кроме того, в рамках контактных часов намечены консультации преподавателя в целях подготовки к участию в научной студенческой конференции, а также обсуждение аналитических эссе студентов, проведение конкурса на лучшее студенческое эссе. Для выставления итоговой оценки по учебной дисциплине применяется балльно-рейтинговая система.
Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине предусматривает наличие обязательных форм и форм по выбору учащегося. Студент должен в рамках освоения учебного курса подготовить аналитическое эссе или реферат по предложенным темам и источникам – по выбору студента, найти для этого с помощью преподавателя и изучить необходимые печатные и электронные источники информации.
Итоговая сумма баллов по дисциплине (максимальное значение – 100 баллов) представлена следующими компонентами:
Вид работы |
Баллы |
Посещение семинарских занятий, оценка работы студента на семинарских занятиях |
20 |
Текущий контроль успеваемости – оценка выполнения домашних заданий |
20 |
Текущий контроль успеваемости – оценка представленного аналитического эссе |
10 |
Текущий контроль успеваемости – оценка участия в научной студенческой дискуссии, доклада на занятии |
15 |
Промежуточный контроль успеваемости – контрольные работы |
10 |
Итоговая аттестация (устный зачет) |
25 |
Итого |
100 |
YII. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине желательны наличие специального оборудования (проектор, ноутбук) для презентации учебных материалов и представления студенческих докладов. Для подготовки студентов к занятия требуются специализированные компьютерные аудитории (компьютерные классы) с доступом в Интернет.