Новости

11 ноя 2018 Курсы, предлагаемые кафедрой мировой экономики в весеннем семестре 2018/2019 учебного года по программе бакалавров В весеннем семестре 2018/2019 учебного года по программе бакалавров кафедра мировой экономики предлагает следующие курсы:
08 ноя 2018 Заседание кафедры мировой экономики состоится 12 ноября в 15:00 в аудитории 231
29 сен 2018 Заседание кафедры мировой экономики состоялось в понедельник 1 октября 2018 г. в 14:00
22 июн 2018 Заседание кафедры мировой экономики состоялось 28 июня в 15:00 в аудитории 361
30 май 2018 Заседание кафедры мировой экономики состоялось 31 мая в 14:00 в аудитории 361

Внешнеэкономическая деятельность российских компаний на мировых рынках

Кафедра мировой экономики

Ауд. 361-373, корпус экономического факультета МГУ, тел. 8 495 939 52 17,

8 495 939 50 55 

Статус дисциплины: читается на программе бакалавров по направлению «Экономика» в  7-м семестре, факультатив

Автор  программы и преподаватель дисциплины (модуля):

Зубенко Вера Андреевна, автор программы, лектор

 vzoubenko@yandex.ru, тел.  8 495 939 54 17;

 

Перечень планируемых результатов обучения

Дисциплина нацелена на получение следующих видов компетенций:

ОК-3; ОК-4;ЩЛ-5; ОПК-1; ОПК-2; ОПК-3/1 и ОПК-3/2, ОПК-4, ОПК-6, ОПК-7; ПК-3; ПК-5; ПК-7; ПК-11; ПК-12.

 

I. В результате освоения дисциплины студент должен получить системное представление о значении внешнеэкономической деятельности для страны в целом и отдельных организаций, об основных особенностях и закономерностях развития внешнеэкономической политики в современном мире, их связи с другими процессами, происходящими в обществе, об основных инструментах и методах управления внешнеэкономической деятельностью.

В результате изучения всех аспектов дисциплины бакалавр менеджмента должен:

знать теоретические основы  управления процессами внешнеэкономической деятельности, структуру внешнеэкономического комплекса страны, основные инструменты и методы управления внешнеэкономической деятельностью, формы, виды и условия развития современной внешнеэкономической деятельности;

уметь использовать полученные знания для научного анализа событий, явлений и процессов в области внешнеэкономической деятельности, использовать источники информации для целенаправленного изучения внешнеэкономических партнеров и оптимального выбора формы выхода на внешний рынок;

владеть методикой и инструментарием подготовки  контрактов купли-продажи товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности, приемами маркетинга для продвижения отечественных товаров, услуг и технологии на мировой рынок, искусством ведения переговоров.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) подготовки  бакалавра

Для успешного освоения курса студенты должны знать:

  • экономическую географию;
  • экономическую историю;
  • экономическую теорию;
  • теорию статистики;
  • мировую экономику,
  • иностранный язык.

Студенты должны обладать навыками:

  • анализа и интерпретации данных социально-экономической статистики;
  • поиска экономической информации, ее систематизации и анализа.

Место дисциплины в учебном плане:

Дисциплина должна читаться ПОСЛЕ  дисциплин «Страны и регионы в мировой экономике», «Международная экономика».

Желательный объем дисциплины (модуля)

2 зачетные единицы.

II. Структура и содержание дисциплины (модуля)

 Тема 1. Цели и задачи внешнеэкономической политики России на современном этапе.

Ослабление геополитических позиций России после развала СССР. Проблемы интеграции России в мировую экономику. Структура внешнеэкономического комплекса России на современном этапе ее развития. Протекционизм и либерализм во внешнеэкономической деятельности России.

Тема 2. Концептуальные основы развития внешнеэкономической деятельности России.

Внешнеэкономическая стратегия РФ. Региональные и страновые приоритеты во внешнеэкономической сфере России. Формирование государственной системы развития внешнеэкономической деятельности.

Тема 3. Регулирование внешнеэкономической деятельности в России.

Цели и принципы регулирования ВЭД. Правовое обеспечение внешнеторговой деятельности в РФ. Органы государственного регулирования ВЭД в РФ. Таможенно-тарифные  и нетарифные методы регулирования ВЭД в рамках ЕАЭС. Таможенные пошлины, их виды. Таможенные платежи. Экономические методы стимулирования экспортного производства.

 Тема 4.Участие России в деятельности ВТО.

История присоединения России к ВТО. Цели присоединения. Позитивные и негативные последствия участия в ВТО. Первые итоги.

 Тема 5.Цели и пути создания предприятий с иностранными инвестициями.

Цели создания предприятий с иностранным участием. Управление предприятиями с иностранными инвестициями. Организационные формы СП. Экономическая эффективность деятельности СП. Правовое регулирование деятельности  иностранного капитала в Российской Федерации. Меры государственного содействия притоку иностранного капитала в экономику РФ. Принципы использования иностранных инвестиций в целях структурной перестройки и модернизации национального хозяйства России. Деятельность СЭЗ на территории РФ.

 Тема 6. Транснационализация российского бизнеса.

Масштабы и цели участия России в международной миграции капитала. Причины экспорта и  бегства капитала из России. Формы, отраслевые  и географические направления  экспорта российского капитала за границу. Российские ТНК. Индекс их транснациональности. Эффективность зарубежной деятельности российских компаний.

 

III. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

  1. Мировая экономика. Экономика стран и регионов: учебник для академического бакалавриата/ В.П.Колесов [и др.]; под ред.В.П.Колесова, М.Н.Осьмовой. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 519 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
  2. Зубенко В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.В.Зубенко, О.В.Игнатова, Н.Л.Орлова, В.А.Зубенко. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 409 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
  3. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: учебное пособие для вузов /М. В. Елова, Е. К.Муравьева, С. М. Панферова и др.; под ред. А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной. – М.: Логос, 2009.
  4. Долгов С.И. и др. Технология внешнеторговых сделок. – М.: Изд-во ВАВТ, 2010.
  5. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. / Е.Ф.Прокушев, А.А.Костин; под ред. проф. Е.Ф.Прокушева. – 8-е изд. Перераб и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012.
  6. Мировая экономика и международный бизнес: практикум / кол. авт.: под общ. ред. проф. В.В.Полякова и проф. Р.К.Щенина. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008.
  7. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям /Л.Е.Стровский и др.; под ред. проф. Л.Е.Стровского. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2010. 503 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.imf.org
  2. http://www.worldbank.org
  3. http://www.wto.org
  4. http://www.unctad.org
  5. http://www.undp.org

 

IY. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине

 В рамках подготовки к семинарским занятиям студентам предлагаются домашние задания.

Пример домашнего задания.

  1. Используя материалы Всемирного банка (World Investment Report, World Development Indicators; World Development Report, Selected World Development Indicators, http://www.worldbank.org), определите место России на мировом финансовом рынке в качестве инвестора и страны, принимающей инвестиции, заемщика и кредитора.
  2. На основе лекции и презентации по данной теме, использования материалов Всемирного банка http://www.worldbank.org определите понятие инвестиционного климата и его составляющих и дайте оценку инвестиционного климата в России.
  3. Подумайте над вопросом о причинах транснационализации российского бизнеса.
  4. Изучив материалы лекции и презентации, а также официальные публикации Всемирного банка и Росстата составьте рейтинг российских ТНК сферы промышленности, входящих в первую сотню крупнейших ТНК мира по размеру активов.

В ходе курса проводится две контрольные работы. Одной из оцениваемых форм работы является написание студентами эссе по предложенным темам или реферата. По одной из тем 1-го и 2-го разделов дисциплины студенты должно подготовить презентацию самостоятельно или в минигруппе. По итогам курса проводится письменный экзамен. Контрольные работы включают тестовые вопросы по темам обоих разделов. Экзаменационная контрольная   включает тестовые и открытые вопросы  по всему курсу.

Пример типового тестового вопроса:

Отметьте неверный ответ. К обеспечивающим внешнеторговым операциям относятся

  1. операции по таможенному оформлению товара,
  2. транспортные перевозки,
  3. купля-продажа лицензий,
  4. регистрация товарного знака

Примеры типового открытого вопроса:

  1. Какова структура ВЭД России и почему необходима ее пространственная и товарная диверсификация?
  2. Что такое базисные условия поставки? Что они определяют?
Y. Форма проведения самостоятельной работы и текущего контроля успеваемости

 

Форма

Количество

Тема

Подготовка к семинарским занятиям

20

1-20

Подготовка аналитического эссе или реферата

2

1-14 и 15-20

Подготовка аналитических докладов и презентаций

2

1 - 20;

Контрольная работа

2

1-14 и 15-20

Экзамен

1

1-20

 

YI. Образовательные технологии

В рамках учебной дисциплины предусмотрено проведение наряду с лекционными и семинарскими занятиями контактных часов, которые будут использованы для консультирования студентов по вопросам курса и контроля их текущей успеваемости, разъяснения выполнения домашних заданий, оказания преподавателем содействия при планировании студентами самостоятельной работы. Кроме того, в рамках контактных часов намечены консультации преподавателя в целях подготовки к участию в научной студенческой конференции, а также обсуждение аналитических эссе студентов, проведение конкурса на лучшее студенческое эссе. Для выставления итоговой оценки по учебной дисциплине применяется балльно-рейтинговая система.

Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине предусматривает наличие обязательных форм и форм по выбору учащегося. Студент должен в рамках освоения учебного курса подготовить  аналитическое эссе или реферат по предложенным темам и источникам – по выбору студента, найти для этого с помощью преподавателя и изучить необходимые печатные и электронные источники информации.

 Итоговая сумма баллов по дисциплине (максимальное значение – 100 баллов) представлена следующими компонентами:

Вид работы

Баллы

Посещение семинарских занятий, оценка работы студента на семинарских занятиях

20

Текущий контроль успеваемости – оценка выполнения домашних заданий

20

Текущий контроль успеваемости – оценка представленного аналитического эссе

10

Текущий контроль успеваемости – оценка участия в научной студенческой дискуссии, доклада на занятии

15

Промежуточный контроль успеваемости – контрольные работы

10

Итоговая аттестация (устный зачет)

25

Итого

100

 YII. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине желательны наличие специального оборудования (проектор, ноутбук) для презентации учебных материалов и представления студенческих докладов. Для подготовки студентов к занятия  требуются специализированные компьютерные аудитории (компьютерные классы) с доступом в Интернет.