Новости

05 ноя 2019 Заседание Кафедры мировой экономики состоялось в четверг 7 ноября 2019 г в 15.30
16 окт 2019 Заседание Кафедры мировой экономики состоялось 21 октября 2019 года в 15.30
10 окт 2019 Заседание Кафедры мировой экономики состоялось 14 октября 2019 г. в 13:00 в аудитории П9
27 сен 2019 Заседание Кафедры мировой экономики состоялось в понедельник, 30 сентября, в 15:30
04 сен 2019 Заседание Кафедры мировой экономики состоялось 4 сентября 2019 г. в 12:00 в ауд 361

Этика менеджмента

Рабочая программа дисциплины

 «ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор программы: д.э.н., профессор Лучко Марина Львовна.

Е-mail: mluchko@bk.ru

Уровень высшего образования: бакалавриат

Направление подготовки: менеджмент

Язык преподавания дисциплины: русский.

  • Место и статус дисциплины в структуре основной образовательной программы подготовки магистра

Статус дисциплины: Дисциплина по выбору

Триместр: 5 семестр

 

  • Входные требования для освоения дисциплины

Данная дисциплина опирается на следующие знания, умения и навыки:

      Знания:

  • ключевых понятий в сфере этики бизнеса, корпоративной социальной ответственности (КСО); характеристики основных групп стейкхолдеров;
  • основных моделей формирования этики менеджмента: европейской, североамериканской, азиатской, российской;
  • специфики отношений с различными группами стейкхолдеров;
  • в области владения английским языком.

 

Умения:

  • выявлять специфику развития этики менеджмента в современной России;
  • определять причины относительно низкого уровня развития этики менеджмента и КСО в нашей стране;
  • составлять этические кодексы для компаний;
  • анализировать аргументы «за» и «против» внедрения КСО в практику российских компаний.

 

     Навыки:

  • эффективного делового общения;
  • владения методами оценки КСО на уровне компании;
  • работы с первоисточниками на английском языке;

 

  1. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины по видам занятий

Объем дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часов, из них 16 академических часов –лекции, 16 академических часов –семинарские занятия, 8 академических часов – контактные часы, 68 академических часа составляет самостоятельная работа студента бакалавриата.

 

 

2.2. Структура и содержание дисциплины

 

Тема 1. Основные понятия в области этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности.

Понятие этики бизнеса и делового этикета. Основные виды деловых отношений. Понятие стейкхолдеров и их основных групп. Причины необходимости изменения этики бизнеса на Западе.

Принципы этики бизнеса. Понятия юридической и корпоративной социальной ответственности (КСО) в бизнесе. Аргументы «за» и «против» социальной ответственности в бизнесе. Понятия этических потребителей, этических инвестиций, этических инвестиций.

 

 

      Тема 2. Основные формы инкорпорирования этики бизнеса в системе менеджмента.

 

Формы инкорпорирования этики бизнеса в компаниях в современных условиях Специфика этических кодексов, специфика кредо и девизов американских, европейских, японских и российских фирм. Этические кодексы: принципы составления, форма, содержание. Условия эффективной реализации этических кодексов в реальной практике компаний.

Современные методы социального аудита. Стандарты международной нефинансовой отчетности. Международные рейтинги компаний в сфере этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности. Позиции российских компаний в наиболее известных международных рейтингах компаний с высокой деловой репутацией.

 

 

       Тема 3. Формирование моделей этики менеджмента в разных странах.

 

 Развитие протестантизма – как фактор развития рыночных отношений в Европе. Принципы протестантской трудовой этики. Взгляды Макса Вебера на связь между протестантизмом и развитием капитализма. Основные идеи конфуцианства. Влияние мировоззрения Конфуция на развитие общечеловеческой этики и этики предпринимательства на Востоке. Формирование этики бизнеса в США в различные периоды истории страны.

Благотворительные проекты современных компаний.

Специфика этики бизнеса в Японии и факторы, которые ее обусловили. Истоки японского «коллективизма» («группизма»). Сравнение моделей этических ценностей и управленческих идей в США и в Японии. Проблемы эклектичности в подходах к этике бизнеса и КСО в Европе. Конвергенция принципов этики бизнеса и КСО в условиях глобализации.

 

 

Тема 4. Специфика взаимоотношений с потребителями.

Принципы работы с потребителем: краткая характеристика; положительные и отрицательные примеры из зарубежной и российской практики. Факторы, определяющие лояльность клиентов.

Сравнительный анализ концепции СRМ (управление отношениями с потребителями) к концепции СМR (потребитель, управляющий отношениями). Примеры реализации в разных компаниях и достигнутые результаты.

Юридическая ответственность и корпоративная социальная ответственность компании в работе с потребителем.

Примеры неэтичного поведения компании во взаимоотношениях с потребителями (примеры из практики зарубежных и российских компаний). Деловые преступления в сфере работы с потребителями. Бизнес подделок.

Деятельность «тайных покупателей»: зарубежный и российский опыт.

 

 

Тема 5. Специфика этики менеджмента в современных внутрифирменных отношениях

 

Роль этики менеджмента во внутрифирменных отношениях. Этические принципы  внутрифирменных отношений  как часть стратегических принципов компании Теория «человеческих отношений», ее основоположники и основные принципы. Современные формы ее практического использования в бизнесе.

Соотношение этических принципов компании и личных интересов работников. Пути разрешения конфликта интересов. Особенности рекрутинга, механизмов адаптации и культурной интеграции, обучения и переобучения работников компании. Проблемы увольнения сотрудников.

Проблемы мотивации в зарубежных и российских компаниях в современных условиях. Соотношение материальных и нематериальных мотиваторов. Системы материальной мотивации, применяемые в зарубежной и российской практике.

 

 

 

Тема 6. Специфика этики предпринимательства в современной России. Социальная ответственность в бизнесе как конкурентное преимущество.

 

Исторические особенности развития этики бизнеса в России.

Развитие этики бизнеса в современной России.

Рейтинги российских компаний с хорошей деловой репутацией. Этические кодексы и другие формы инкорпорирования этики бизнеса и КСО в российских компаниях.

Причины относительно низкого уровня современной этики бизнеса в России. Примеры социальной ответственности и безответственности компаний в России. 

 

Тема 7. Социальная ответственность в бизнесе как конкурентное преимущество.

 

 Концепция Майкла Портера о стратегически сфокусированной КСО. Компании (2000 г.). Новая парадигма: создание общих ценностей (2011 г.). Основные этапы перехода на новую модель реализации принципа КСО в практической деятельности компаний.

Позитивные и негативные последствия от социально ответственного бизнеса (данные зарубежных и российских исследований). Общественные ожидания от компаний в области этики бизнеса и КСО.

 

 

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

          Основная литература

 

  1. Бердяев Н. Судьба России – м., 1990.
  2. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента (глава 13 «Социальная ответственность») – М., 2009..
  3. Вебер М. Избранное: Протестанская этика и дух капитализма. – М., 2013.
  4. Глобализация мирового хозяйства. Учебное пособие. – Под ред. М.Н.Осьмовой, Г.И. Глущенко. – М., 2014.
  5. Друкер П. Классические работы по менеджменту. – М., 2017.
  6. Карнеги Э. Автобиография. Евангелие богатства. - М., 2014.
  7. Кларк Д. Alibaba. История восхождения от первого лица. – М., 2017..
  8. Лучко М.Л. Этика бизнеса- фактор успеха. –М, 2006.
  9. Лучко М.Л. Этика бизнеса: международный опыт и российская практика. – М., 2010.
  10. Лучко М.Л. Организационное поведение. – М., 2010.
  11. Мацусита К. Миссия бизнеса. – М., 2017.
  12. Мартин Р. Как переспорить Милтона Фридмана – Harvard Business Review. Россия. - 17 ИЮНЯ 2014. - http://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/etika-i-reputatsiya/p13945/
  13. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент (глава 11). -М., 2009.
  14. Уотсон Т. Дж. Религия бизнеса. Принципы, которые помогли создать IBM. – Спб, 2004.
  15. Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность. – Учебные материалы под ред. проф. Лучко М.Л. – М,, ТЕИС, 2013

                          

  • Интернет-ресурсы:

Сайт журнала «Этика бизнеса» - www.businessinethics.com

Сайт журнала Forbes –www.forbes.com

Сайт журнала Fortune - www.fortune.com

Cайт «Корпоративная культура» - www.corpculture.ru

Сайт «Корпоративная этика» - www.ethicalcorp.com

Портал HR - www.hr-portal.ru

Сайт Российского союза предпринимателей и промышленников - www.rspp.org

Сайт «Социальная ответственность бизнеса» - www.soc-otvet.ru

Сайт организации социальных работников - www.socialworkers.org

Сайт Торгово-промышленной палата РФ -www.tppr.org

Cайт ООН, посвященный Глобальному договору ООН -www.unglobalcompact.org

Cайты российских и зарубежных компаний

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе обучения используются следующие образовательные технологии:

интерактивные лекции с использованием мультимедийных технологий, разбор конкретных ситуаций, подготовка проекта и его презентация, ролевые игры, написание эссе, участие в деловой игре, ответы на концептуальные и аналитические вопросы, использование «on.econ.» для размещения материалов дисциплины.

 

  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
  1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Максимальные значения баллов, которые студент может получить за выполнение формы проверки знаний:

 

Тип контроля

Баллы

1. Проект «Разработка и презентация этического кодекса компании»

                  20

2.  Мини-кейс «Социально ответственное (безответственное) поведение компании в сфере бизнеса»

                  20

3. Работа на занятиях (текущий контроль)

                  50

4. Письменная итоговая работа

                   60

 

Балльно-рейтинговая оценки:

30-59.9 баллов       =2

60-97.4 баллов       =3

97.5 -127.4 баллов =4

127.5-150 баллов   =5

 

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для организации занятий по дисциплине необходимы следующие технические средства обучения:

для проведения аудиторных занятий наличие мультимедийной аудитории, оснащенной компьютером и LCD-проектором или интерактивной доской, обеспечение доступа студентов к электронной библиотеке факультета

 

Автор программы: Лучко М.Л.