Рабочая программа дисциплины
«ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА»
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор программы: д.э.н., профессор Лучко Марина Львовна.
Е-mail: mluchko@bk.ru
Уровень высшего образования: бакалавриат
Направление подготовки: менеджмент
Язык преподавания дисциплины: русский.
- Место и статус дисциплины в структуре основной образовательной программы подготовки магистра
Статус дисциплины: Дисциплина по выбору
Триместр: 5 семестр
- Входные требования для освоения дисциплины
Данная дисциплина опирается на следующие знания, умения и навыки:
Знания:
- ключевых понятий в сфере этики бизнеса, корпоративной социальной ответственности (КСО); характеристики основных групп стейкхолдеров;
- основных моделей формирования этики менеджмента: европейской, североамериканской, азиатской, российской;
- специфики отношений с различными группами стейкхолдеров;
- в области владения английским языком.
Умения:
- выявлять специфику развития этики менеджмента в современной России;
- определять причины относительно низкого уровня развития этики менеджмента и КСО в нашей стране;
- составлять этические кодексы для компаний;
- анализировать аргументы «за» и «против» внедрения КСО в практику российских компаний.
Навыки:
- эффективного делового общения;
- владения методами оценки КСО на уровне компании;
- работы с первоисточниками на английском языке;
- ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины по видам занятий
Объем дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часов, из них 16 академических часов –лекции, 16 академических часов –семинарские занятия, 8 академических часов – контактные часы, 68 академических часа составляет самостоятельная работа студента бакалавриата.
2.2. Структура и содержание дисциплины
Тема 1. Основные понятия в области этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности.
Понятие этики бизнеса и делового этикета. Основные виды деловых отношений. Понятие стейкхолдеров и их основных групп. Причины необходимости изменения этики бизнеса на Западе.
Принципы этики бизнеса. Понятия юридической и корпоративной социальной ответственности (КСО) в бизнесе. Аргументы «за» и «против» социальной ответственности в бизнесе. Понятия этических потребителей, этических инвестиций, этических инвестиций.
Тема 2. Основные формы инкорпорирования этики бизнеса в системе менеджмента.
Формы инкорпорирования этики бизнеса в компаниях в современных условиях Специфика этических кодексов, специфика кредо и девизов американских, европейских, японских и российских фирм. Этические кодексы: принципы составления, форма, содержание. Условия эффективной реализации этических кодексов в реальной практике компаний.
Современные методы социального аудита. Стандарты международной нефинансовой отчетности. Международные рейтинги компаний в сфере этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности. Позиции российских компаний в наиболее известных международных рейтингах компаний с высокой деловой репутацией.
Тема 3. Формирование моделей этики менеджмента в разных странах.
Развитие протестантизма – как фактор развития рыночных отношений в Европе. Принципы протестантской трудовой этики. Взгляды Макса Вебера на связь между протестантизмом и развитием капитализма. Основные идеи конфуцианства. Влияние мировоззрения Конфуция на развитие общечеловеческой этики и этики предпринимательства на Востоке. Формирование этики бизнеса в США в различные периоды истории страны.
Благотворительные проекты современных компаний.
Специфика этики бизнеса в Японии и факторы, которые ее обусловили. Истоки японского «коллективизма» («группизма»). Сравнение моделей этических ценностей и управленческих идей в США и в Японии. Проблемы эклектичности в подходах к этике бизнеса и КСО в Европе. Конвергенция принципов этики бизнеса и КСО в условиях глобализации.
Тема 4. Специфика взаимоотношений с потребителями.
Принципы работы с потребителем: краткая характеристика; положительные и отрицательные примеры из зарубежной и российской практики. Факторы, определяющие лояльность клиентов.
Сравнительный анализ концепции СRМ (управление отношениями с потребителями) к концепции СМR (потребитель, управляющий отношениями). Примеры реализации в разных компаниях и достигнутые результаты.
Юридическая ответственность и корпоративная социальная ответственность компании в работе с потребителем.
Примеры неэтичного поведения компании во взаимоотношениях с потребителями (примеры из практики зарубежных и российских компаний). Деловые преступления в сфере работы с потребителями. Бизнес подделок.
Деятельность «тайных покупателей»: зарубежный и российский опыт.
Тема 5. Специфика этики менеджмента в современных внутрифирменных отношениях
Роль этики менеджмента во внутрифирменных отношениях. Этические принципы внутрифирменных отношений как часть стратегических принципов компании Теория «человеческих отношений», ее основоположники и основные принципы. Современные формы ее практического использования в бизнесе.
Соотношение этических принципов компании и личных интересов работников. Пути разрешения конфликта интересов. Особенности рекрутинга, механизмов адаптации и культурной интеграции, обучения и переобучения работников компании. Проблемы увольнения сотрудников.
Проблемы мотивации в зарубежных и российских компаниях в современных условиях. Соотношение материальных и нематериальных мотиваторов. Системы материальной мотивации, применяемые в зарубежной и российской практике.
Тема 6. Специфика этики предпринимательства в современной России. Социальная ответственность в бизнесе как конкурентное преимущество.
Исторические особенности развития этики бизнеса в России.
Развитие этики бизнеса в современной России.
Рейтинги российских компаний с хорошей деловой репутацией. Этические кодексы и другие формы инкорпорирования этики бизнеса и КСО в российских компаниях.
Причины относительно низкого уровня современной этики бизнеса в России. Примеры социальной ответственности и безответственности компаний в России.
Тема 7. Социальная ответственность в бизнесе как конкурентное преимущество.
Концепция Майкла Портера о стратегически сфокусированной КСО. Компании (2000 г.). Новая парадигма: создание общих ценностей (2011 г.). Основные этапы перехода на новую модель реализации принципа КСО в практической деятельности компаний.
Позитивные и негативные последствия от социально ответственного бизнеса (данные зарубежных и российских исследований). Общественные ожидания от компаний в области этики бизнеса и КСО.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
- Бердяев Н. Судьба России – м., 1990.
- Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента (глава 13 «Социальная ответственность») – М., 2009..
- Вебер М. Избранное: Протестанская этика и дух капитализма. – М., 2013.
- Глобализация мирового хозяйства. Учебное пособие. – Под ред. М.Н.Осьмовой, Г.И. Глущенко. – М., 2014.
- Друкер П. Классические работы по менеджменту. – М., 2017.
- Карнеги Э. Автобиография. Евангелие богатства. - М., 2014.
- Кларк Д. Alibaba. История восхождения от первого лица. – М., 2017..
- Лучко М.Л. Этика бизнеса- фактор успеха. –М, 2006.
- Лучко М.Л. Этика бизнеса: международный опыт и российская практика. – М., 2010.
- Лучко М.Л. Организационное поведение. – М., 2010.
- Мацусита К. Миссия бизнеса. – М., 2017.
- Мартин Р. Как переспорить Милтона Фридмана – Harvard Business Review. Россия. - 17 ИЮНЯ 2014. - http://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/etika-i-reputatsiya/p13945/
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент (глава 11). -М., 2009.
- Уотсон Т. Дж. Религия бизнеса. Принципы, которые помогли создать IBM. – Спб, 2004.
- Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность. – Учебные материалы под ред. проф. Лучко М.Л. – М,, ТЕИС, 2013
- Интернет-ресурсы:
Сайт журнала «Этика бизнеса» - www.businessinethics.com
Сайт журнала Forbes –www.forbes.com
Сайт журнала Fortune - www.fortune.com
Cайт «Корпоративная культура» - www.corpculture.ru
Сайт «Корпоративная этика» - www.ethicalcorp.com
Портал HR - www.hr-portal.ru
Сайт Российского союза предпринимателей и промышленников - www.rspp.org
Сайт «Социальная ответственность бизнеса» - www.soc-otvet.ru
Сайт организации социальных работников - www.socialworkers.org
Сайт Торгово-промышленной палата РФ -www.tppr.org
Cайт ООН, посвященный Глобальному договору ООН -www.unglobalcompact.org
Cайты российских и зарубежных компаний
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе обучения используются следующие образовательные технологии:
интерактивные лекции с использованием мультимедийных технологий, разбор конкретных ситуаций, подготовка проекта и его презентация, ролевые игры, написание эссе, участие в деловой игре, ответы на концептуальные и аналитические вопросы, использование «on.econ.» для размещения материалов дисциплины.
- ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
- Порядок формирования оценок по дисциплине
Максимальные значения баллов, которые студент может получить за выполнение формы проверки знаний:
Тип контроля |
Баллы |
1. Проект «Разработка и презентация этического кодекса компании» |
20 |
2. Мини-кейс «Социально ответственное (безответственное) поведение компании в сфере бизнеса» |
20 |
3. Работа на занятиях (текущий контроль) |
50 |
4. Письменная итоговая работа |
60 |
Балльно-рейтинговая оценки:
30-59.9 баллов =2
60-97.4 баллов =3
97.5 -127.4 баллов =4
127.5-150 баллов =5
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для организации занятий по дисциплине необходимы следующие технические средства обучения:
для проведения аудиторных занятий наличие мультимедийной аудитории, оснащенной компьютером и LCD-проектором или интерактивной доской, обеспечение доступа студентов к электронной библиотеке факультета
Автор программы: Лучко М.Л.