Новости

11 ноя 2018 Курсы, предлагаемые кафедрой мировой экономики в весеннем семестре 2018/2019 учебного года по программе бакалавров В весеннем семестре 2018/2019 учебного года по программе бакалавров кафедра мировой экономики предлагает следующие курсы:
08 ноя 2018 Заседание кафедры мировой экономики состоится 12 ноября в 15:00 в аудитории 231
29 сен 2018 Заседание кафедры мировой экономики состоялось в понедельник 1 октября 2018 г. в 14:00
22 июн 2018 Заседание кафедры мировой экономики состоялось 28 июня в 15:00 в аудитории 361
30 май 2018 Заседание кафедры мировой экономики состоялось 31 мая в 14:00 в аудитории 361

Внешнеэкономическая деятельность

Рабочая программа дисциплины

«ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

1.Пояснительная записка

Уровень высшего образования: бакалавриат

Направление подготовки: Менеджмент

Язык преподавания: русский

Желательный объем дисциплины:  2 кредита = 72 академических часа

Кафедра мировой экономики. Ауд. 367, 371, тел. 8-495-939-50-55, 8-495-939-52-17,

                                                                               8-495-939-17-54 

Сайт: www.econ.msu.ru                                       e-mail: : vzoubenko@yandex.ru

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавра экономики

Статус дисциплины:  обязательная,  читается в 4-м семестре.

Автор программы и лектор: к.э.н., доцент Зубенко Вера Андреевна.

Данная дисциплина является необходимым элементом в подготовке бакалавров в области менеджмента. Она базируется на знании экономической теории, основ менеджмента, маркетинга, основ предпринимательства, хозяйственного права, мировой экономики  и других теоретических и практических курсов в сфере подготовки бакалавров менеджмента.

Концепция курса:

Цель предлагаемой дисциплины – сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки работы на внешнем рынке и управления внешнеэкономической деятельностью предприятий в соответствии с   задачами внешнеэкономической политики и законодательством Российской Федерации в области регулирования внешнеэкономической деятельности.

Применение метода системного подхода к изучению дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность» определяет следующие ее задачи:

  1. Рассмотреть виды внешнеэкономической деятельности, обеспечивающие внешнеэкономическую стратегию фирмы, ее конкурентные преимущества, минимизацию рисков и эффективность деятельности.
  2. Сформировать у студентов комплекс знаний и практических навыков в сфере внешнеэкономической деятельности отдельных предприятий и фирм, включая умение выбора иностранного контрагента,   составления контрактов различных типов, грамотного проведения деловых переговоров, эффективного исполнения внешнеторговых сделок, эффективного зарубежного инвестирования.
  3. Проанализировать формы и различные структуры управления внешнеэкономической деятельностью фирм и функциональные обязанности их специалистов.

На занятиях проводится практикум, на котором осваиваются новые терми­ны, категории,  прорабатываются тесты, анализируются кон­кретные экономические ситуации и проблемы внешнеэкономической деятель­ности фирмы.

 

1.2. Входные требования для освоения дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность»

Данная дисциплина опирается на следующие знания, умения и навыки:

Знания:

  • общих теоретических основ, принципов и закономерностей функционирования экономики на макро- и микроуровне;
  • основных теорий мировой экономики, форм и тенденций развития международных экономических отношений;
  • современных тенденции в развитии мировой экономики;
  • владение английским и иными иностранными языками на уровне, достаточном для чтения специальной литературы

Умения:

  • анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистик;
  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

Навыки:

  • сбора, расчета и анализа статистических данных;
  • поиска и подбора информационных источников, работы с оригинальной литературой на английском и иных иностранных языках.

 

2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

В результате освоения дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность»  у выпускника бакалавриата по направлению «Менеджмент» должны быть сформированы следующие общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.

Общекультурные:

  • способность использовать фундаментальные экономические знания в различных сферах деятельности (ОК-3);
  • способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, а также для выполнения научно-исследовательских работ (ОК-4);
  • способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

  • способность осуществлять поиск, сбор, анализ и обработку данных, необходимых для эффективного решения профессиональных задач (ОПК-2);
  • способность выбирать и комбинировать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3);
  • способность находить эффективные и комплексные организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4).

Профессиональные компетенции (ПК):

 расчетно-экономическая деятельность

  • способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета и комплексного исследования экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов и инвестиционных проектов (ПК-1);
  • способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность

  • способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);
  • способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические и программные средства и информационные технологии (ПК-8);

организационно-управленческая деятельность

  • способность организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9);
  • способность критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений на микро- и макроуровне, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, финансовых и экологических рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11);

Выпускник программы бакалавров по направлению «Экономика» и «Менеджмент» должен обладать такими ключевыми компетенциями, как фундаментальная теоретическая подготовка; универсальное общекультурное мышление и мировоззрение; аналитичность мышления; системность, креативность и ситуационность мышления и действий; комплексность представления явлений и процессов; коммуникабельность в отношениях с объектами управления; способность к саморазвитию В результате освоения дисциплин студент должен:

 Знать:

  • теоретические и методологические основы и закономерности функционирования системы международных экономических отношений;
  • формы выхода предприятий и организаций на внешний рынок;
  • принципы ценообразования на мировом рынке;

        Уметь:

  • решать профессиональные проблемы, руководить работой трудовых коллективов с учетом знания международной специфики ведения бизнеса;
  • консультировать лиц, принимающих решения в сфере социально-экономического развития, требующих учета международных факторов;
  • быстро адаптироваться к динамично изменяющимся условиям внешнеэкономической деятельности, эффективно и технологично оценивать происходящие изменения и грамотно действовать;
  • разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности, учитывая растущую международную конкуренцию;
  • использовать свои аналитические навыки и теоретические знания в области осуществления внешнеторговых сделок, привлечения иностранных инвестиций, организации широкого спектра научно-технической, производственной и коммерческой кооперации между предприятиями, фирмами, отраслями, регионами и национальными экономиками в целом;
  • разрабатывать с учетом прогнозных и маркетинговых данных разделы текущих и перспективных планов, стратегии развития организаций;
  • обобщать, анализировать и критически оценивать информацию, в том числе из международных источников, используя результаты анализа для повышения эффективности хозяйственной деятельности различных субъектов в целом и ее внешнеэкономической составляющей;
  • составлять различные типы внешнеторговых контрактов;
  • вести деловые переговоры с иностранными и отечественными контрагентами с учетом дипломатического протокола и современных представлений о деловой этике;         

 

           Владеть:

  • навыками анализа конъюнктуры международного рынка товаров и услуг, международного финансового и валютного рынка с целью оптимизации стратегии внешнеэкономической деятельности на микро- и макроуровнях.

В учебно-методическом комплексе определены структура дисциплин, объемы аудиторной и самостоятельной работы, рекомендована необходимая для изучения курсов литература, даны вопросы семинарских занятий, обозначен круг тем для написания курсовых работ,  приведен список зачетных вопросов, определены формы самостоятельной работы студентов, описана балльно-рейтинговая система оценки знаний, приведены примеры контрольных заданий.

                                                                

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

72

4

Аудиторные занятия

 

 

- Лекции

30

 

- Практические занятия (ПЗ)

30

 

- Контактные часы

8

 

Вид итогового контроля

экзамен

 

 

3.1. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И  ВИДАМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ

 

 

 

 

Название раздела/темы

 

Трудоемкость (в академических часах) по видам работ

 

 

  Всего

Контактная работа с       преподавателем

Самостоятельная работа студента, часы

Аудиторная работа общая, лекции, часы

Аудиторная работа индивидуальная, семинары, часы

Тема 1. Современные тенденции в развитии международных экономических отношений. Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности  фирмы (ВЭД). Формы ВЭД.

 

6

 

2

 

2

          

             2

Тема 2. Источники информации по внешнеторговой деятельности. Основные международные экономические классификации. Товарные номенклатуры и их использование во внешнеэкономической  деятельности.

8

2

2

             4

Тема 3. Внешнеторговые операции и сделки: понятие и виды. Подготовка и осуществление внешнеторговой сделки.

12

4

4

             4

Тема 4. Понятие и структура внешнеторгового контракта

12

4

4

             4

Тема 5. Участие фирмы в патентно-лицензионном обмене на мировом рынке

8

2

2

               4

Тема 6. Особенности, структура и виды внешнеторговых контрактов на оказание услуг (инжиниринг, лизинг, франчайзинг).

12

4

4

               4

Тема 7. Международное инвестиционное сотрудничество. Производственная кооперация.

12

4

4

               4

Тема 8. Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности.

12

4

4

                4

Тема 9. Особенности делового протокола. Принципы, приемы  и специфика ведения деловых переговоров

10

4

4

                2

Итоговая аттестация - экзамен

   

 

 

Всего

  92

               30

                30

             32

 

3.2. Структура и содержание дисциплины

Тема 1. Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности фирмы (ВЭД)

Рост значения внешнего фактора в экономическом развитии стран. Понятие внешнеэкономической деятельности фирмы и ее значение  для повышения конкурентоспособности фирмы. Формы ВЭД. Специфика работы фирмы на внешнем рынке в сравнении с внутренним. Организация внешнеэкономической службы на фирме. Основные формы организации экспортных операций. Организация импортных операций. Стратегии фирмы на внешнем рынке. Процесс планирования рыночной стратегии фирмы. Эффективность ВЭД и ее показатели.

Тема 2. Источники информации по внешнеторговой деятельности.  

Основные международные экономические классификации. Товарные номенклатуры

Международная статистика. Бухгалтерская отчетность. Экономические прогнозы. Их значение и методы использования. Основные международные экономические классификации. Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС) и ее значение.

Поиск и выбор партнеров по внешнеэкономической деятельности. Источники информации о деятельности фирм. Принципы отбора контрагентов (оценка степени солидности фирмы, оценка ее деловой репутации, учет опыта прошлых сделок, учет положения партнера на рынке).

 

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС) как основа системы мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности страны.  Гармонизированная система описания и кодирования товаров и ТН ВЭД ЕАЭС. Принципы классификации товаров. Таможенный тариф ЕАЭС и его структура. Понятие таможенной стоимости. Методы определения таможенной стоимости товара. Способы определения страны происхождения товара.

 Тема 3.  Внешнеторговые операции и сделки: понятие и виды. Подготовка и

                осуществление внешнеторговой   сделки

Понятие внешнеторговой операции. Особенности коммерческой деятельности на внешнем рынке по сравнению с внутренним. Основные и обеспечивающие внешнеторговые операции.

Стадии осуществления внешнеторговой операции: подготовка, заключение, исполнение сделки. Понятие сделки и договора в ГК РФ. Признаки внешнеторговой сделки. Виды внешнеторговых сделок в зависимости от объекта и  направления товаропотоков. Товарообменные сделки или встречные операции.

Аналитическая работа по подготовке внешнеторговой сделки: выбор конкретного товара, выбор контрагента, проработка условий транспортировки, определение уровня оптимальной цены, разработка тактики выступления с запродажей или закупкой товара, проведение коммерческих переговоров и т.д. Направление оферты. Виды оферт. Коммерческий запрос. Заказ.

Тема 4. Внешнеторговый контракт и его структура

Внешнеторговый контракт как юридическое оформление внешнеэкономической сделки. «ИНКОТЕРМС – 2010» - использование базисных условий поставки во внешнеторговых контрактах. Структура и основные разделы внешнеторгового контракта. Особенности внешнеторговых контрактов на поставку сырьевых товаров, машинотехнической продукции, оказание услуг, проведение работ, продажу лицензий и др.

Тема 5. Участие фирмы в патентно-лицензионном обмене на мировом рынке

Интеллектуальный продукт как результат инновационной деятельности. Способы защиты и реализации прав интеллектуального собственника. Формы реализации технологии на мировых рынках.

 Роль и место лицензий в международном технологическом обмене. Роль, особенности и содержание маркетинга на рынке объектов интеллектуальной собственности. Практическая схема маркетинга лицензий. Лицензии и их виды.

Виды лицензионного вознаграждения и факторы, влияющие на его величину. Специфика ценообразования на мировом рынке лицензий. Формы и виды платежей по лицензиям.

Тема 6. Особенности, структура и виды внешнеторговых контрактов на оказание услуг

Общая характеристика мирового рынка услуг и технологий. Влияние экспорта услуг на товарный экспорт и наоборот. Содержание услуг типа инжиниринг как формы передачи технологии. Арендные операции на мировом рынке. Международный лизинг. Франчайзинг как форма передачи технологии, особенности контракта.

Тема 7. Международное инвестиционное сотрудничество. Производственная кооперация.

Современные формы при­влечения иностранного капитала. Инвестиционный климат. Мотивы и структу­ра иностранных инвестиций. Правовые основы привлечения иностранных ин­вестиций. Особенности привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Проблемы использования специальных экономических зон (СЭЗ) для привлечения иностранных инвестиций: мировой опыт и российская практика.     

Сущность и особенности международной производственной кооперации (МПК). МРТ как основа МПК. Формы и объекты кооперации. Рынок наукоемкой продукции. Участие российских фирм в МПК.         

Тема 8. Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности

Цели, задачи и формы внешнеторговой политики. Правовое обеспечение внешнеторговой деятельности. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Импортные и экспортные пошлины. Количественные ограничения и лицензирование импорта и экспорта товаров. Антидемпинговые и компенсационные пошлины. Система мер стимулирования российского экспорта. Формы государственного кредитования. Страхование экспорта. Налоговые и иные льготы. Организационно-техническое содействие. Межгосударственное регулирование внешней торговли. Предпосылки формирования системы международных экономических организаций в послевоенный период. Цели и задачи ГАТТ. Принципы международной торговли, зафиксированные в ГАТТ. Компетенции ВТО. Участие России в ВТО. Базовые соглашения ВТО. Международная торговая палата (МТП) и ее роль в регулировании международной торговли.

Правовое регулирование деятельности  иностранного капитала в Российской Федерации. Меры государственного содействия притоку иностранного капитала в экономику РФ. Принципы использования иностранных инвестиций в целях структурной перестройки и модернизации национального хозяйства России.

Тема 9. Особенности делового протокола. Принципы, приемы  и специфика ведения деловых переговоров

Внешнеторговые переговоры как основа международного делового общения. Подготовка к переговорам как этап подготовки внешнеторговой сделки. Особенности письменного общения. Телефонные переговоры и их специфика. Стратегия и тактика коммерческих переговоров по заключению внешнеторговых контрактов.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Официальные документы

  1. Гражданский кодекс РФ, части 1,2,3,4.
  2. ФЗ №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой   деятельности» от 08.12.2003.
  3. Таможенный кодекс ЕАЭС.
  4. Таможенный тариф ЕАЭС.

Основная литература

  1. Глобализация мирового хозяйства. 2-е изд. испр. и доп. Под ред. М.Н.Осьмовой и Г.И.Глущенко. -  М.: Инфра-М, 2014.
  2.  Долгов С.И. и др. Технология внешнеторговых сделок. – М.: Изд-во ВАВТ, 2010.
  3.  Зубенко В.В., Игнатова О.В., Орлова Н.Л., Зубенко В.А. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2017. - 409 с.
  4. Кузнецова Г.В., Подбиралина Г.В. Международная торговля товарами и услугами: Учебник для бакалавриата и магистратуры. – М.: изд. Юрайт, 2015.
  5. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: учебное

            пособие для вузов /М. В. Елова, Е. К.Муравьева, С. М. Панферова и др.; под ред.

            А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной. – М.: Логос, 2009.

      6   Мухопад В.И. Интеллектуальная собственность в мировой экономике знаний /

           Монография. – М.: Российский государственный  институт интеллектуальной

            собственности; НИИ школьных технологий, 2009.

  1. Родыгина Н.Ю. Организация и техника внешнеторговых операций: учеб. пособие. –

          М.: Высшее образование, 2008.

  1. Платонова И.Н., Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М., Буглай В.Б. Международные экономические отношения в эпоху глобализации: учебное пособие. – М.: Проспект, 2012.  
  2. Экономика стран и регионов. Мировая экономика. Под ред В.П.Колесова и М.Н.Осьмовой / М.:, издательство Юрайт, 2015.

Дополнительная литература

  1. Рубцова Т.И., Савинов Ю.А. Подготовка к проведению коммерческих переговоров. – «Российский внешнеэкономический вестник», 2018, № 1.
  2. Квашнина И.А. Иностранные инвестиции в Россию. – «Российский внешнеэкономический вестник», 2014, № 12.
  3. Волынец-Руссет Э.Я. Особенности лицензионных договоров. – «Российский внешнеэкономический вестник», 2014, № 12.
  4. Оболенский В. От легитимного протекционизма к торговым войнам? – МэиМО, 2018, № 9.

Интернет-источники:

  1. Всемирная торговая организация. http://www.wto.org
  2. Всемирный банк. http://www.worldbank.org
  3. Всемирный экономический форум. http://www.wef.org
  4. Конференция ООН по торговле и развитию. http://www.unctad.org
  5. Международный валютный фонд. http://www.imf.org
  6. Организация экономического сотрудничества и развития. http://www.oecd.org
  7. Программа развития ООН. http://www.undp.org
  8. Центральный банк Российской Федерации. http://www.cbr.ru
  9. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru
  10. Internet World Statistics. http://www.internetworldstats.com

 

  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

     по дисциплине

Оценка остаточных знаний проводится с использованием процедуры тестирования.

Оценка умений проводится преподавателем по представленным домашним работам.

Итоговый контроль осуществляется посредством проведения экзакмена.

 

 

 

Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Роль и место фирмы в ВЭД.
  2. Основные направления внешнеэкономической деятельности фирмы.
  3. Классификация фирм – участниц ВЭД.
  4. Организация внешнеэкономической службы на фирме.
  5. Планирование товарной политики фирмы.
  6. Эффективность внешнеторговой деятельности фирмы.
  7. Понятие и классификация внешнеторговых операций и сделок.
  8. Прямые и посреднические операции.
  9. Понятие и виды сделок во встречной торговле.
  10. Основные и обеспечивающие внешнеторговые сделки.
  11. Типовой внешнеторговый контракт и его структура.
  12. 12. Основные этапы подготовки и заключения контрактов.
  13. Основные этапы проведения переговоров.
  14. Понятие оферты, запроса и заказа. Виды оферт.
  15. Стадии осуществления внешнеторговой операции: подготовка, заключение,

      исполнение сделки.

  1. Бартерные сделки и их особенности. Преимущества и недостатки бартера.
  2. Роль и место лицензий в международном технологическом обмене.
  3. Арендные операции на мировом рынке.
  4. Особенности ценообразования на мировом рынке.
  5. Стадии осуществления внешнеторговой операции: подготовка, заключение,

      исполнение сделки.

  1. Современные формы при­влечения иностранного капитала. Мотивы и

      структу­ра иностранных инвестиций. 

  1. Понятие инвестиционного климата и его составляющих.
  2. Проблемы использования специальных экономических зон (СЭЗ) для

      привлечения иностранных инвестиций: мировой опыт и российская

      практика.

  1. Сущность и особенности международной производственной кооперации.
  2. Торговые условия «Инкотермс–2010»: характеристики и назначение.
  3. Транспортные услуги в международной торговле.
  4. Внешнеторговые документы; виды и содержание.
  5. Преимущества торговой системы ВТО.
  6. Внешнеторговые переговоры как основа международного делового общения.

     

Задания для самостоятельной работы

  • Составьте твердую оферту на поставку потребительской продукции.
  • Подготовьте самостоятельно типовой экспортный контракт.
  • Подготовьте самостоятельно типовой импортный контракт.
  • Подготовьте самостоятельно проект лицензионного соглашения на продажу исключительной лицензии.
  • Подготовьте самостоятельно проект соглашения о конфиденциальности.
  • Подготовьте проект внешнеторгового контракта на лизинг оборудования.
  • Подготовьте проект внешнеторгового контракта на оказание инжиниринговых услуг.
  • Изучите конкурентные материалы для определения контрактных цен на поставку какой-либо готовой продукции.
  • Подготовьте план проведения деловых переговоров с фирмой-контрагентом.
  • Изучите все возможные источники информации относительно вероятного контрагента по внешнеторговой сделке.
  • Составьте план маркетинговых мероприятий по продвижению российского товара на рынок развивающейся страны.
  • Составьте план маркетинговых мероприятий по продаже российской технологии за рубеж.

 

  1. Образовательные технологии

В рамках учебной дисциплины предусмотрено проведение наряду с лекционными  занятиями контактных часов, которые будут использованы для консультирования студентов по вопросам курса и контроля их текущей успеваемости, разъяснения выполнения домашних заданий, оказания преподавателем содействия при планировании студентами самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине предусматривает наличие обязательных форм и форм по выбору учащегося. Студент должен в рамках освоения учебного курса подготовить аналитическое эссе, предметом которого является исследование особенностей осуществления тех или иных форм ВЭД (экспорта-импорта товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности, зарубежного инвестирования и кредитования, создания СП и др.) – по выбору студента, найти для этого с помощью преподавателя и изучить необходимые печатные и электронные источники информации.

 

 

  1. Балльная система оценки знаний

Итоговая сумма баллов по дисциплине (максимальное значение – 100 баллов) представлена следующими компонентами:

Вид работы

Баллы

Посещение  лекций

20

Текущий контроль успеваемости – оценка представленного аналитического эссе и выполнение домашнего задания

40

Промежуточный контроль успеваемости – контрольная работа

20

Итоговая аттестация (устный экзамен)

20

Итого

100

 

Критерии оценки знаний:

Количество баллов

Оценка

Менее 50

Неудовлетворительно

50 – 65

Удовлетворительно

66 - 85

Хорошо

86-100

Отлично

 

Количество баллов

Оценка

Требования к знаниям

86-100

Отлично

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает его на экзамене, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение. Учебные достижения в семестровый период и результаты рубежного контроля демонстрируют высокую степень овладения программным материалом.

66-85

Хорошо

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он в достаточной мере овладел программным материалом, но путается в деталях, не всегда может ответить на дополнительные вопросы.

50-65

Удовлетворительно

Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, который в целом знает программный материал, но допускает ошибки при его изложении, отвечает неуверенно, не всегда может ответить на дополнительные вопросы.

0-49

Неудовлетворительно

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. Учебные достижения в семестровый период и результаты рубежного контроля демонстрировали невысокую степень овладения программным материалом по минимальной планке.

 

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения  занятий по учебной дисциплине желательны наличие специального оборудования (проектор, ноутбук) для презентации учебных материалов и представления студенческих докладов. Для ряда занятий и выполнения домашних заданий требуются специализированные компьютерные аудитории (компьютерные классы) с доступом в Интернет.