Новости

12 дек 2017 Аттестация аспирантов кафедры мировой экономики состоится 4 декабря в 15:00 в ауд. 361
19 ноя 2017 Совещание преподавателей по методике и форме преподавания курса "Международная экономика" состоялось 23 ноября в 14:30 в аудитории 361
18 ноя 2017 Заседание кафедры мировой экономики состоялось 23 ноября в 15:30 в аудитории 361.
30 окт 2017 Круглый стол "ИНДУСТРИЯ 4.0: ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ ДЛЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ" состоялась во вторник 14 ноября 2017 в 11:00 в аудитории П6

Внешнеэкономическая деятельность

Программа курса

1.Пояснительная записка

Уровень высшего образования: бакалавриат

Направление подготовки: Экономика и Менеджмент

Язык преподавания: русский

Объем дисциплины:  2 кредита = 72 академических часа

Кафедра мировой экономики. Ауд. 367,371, тел. 8-495-939-50-55, 8-495-939-52-17,

                                                                               8-495-939-17-54 

Сайт: www.econ.msu.ru                                       e-mail: : vzoubenko@yandex.ru

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавра экономики

Статус дисциплины:  дисциплина по выбору,  читается в 4-м или 6-м семестре.

Автор программы и лектор: к.э.н., доцент Зубенко Вера Андреевна.

Данная дисциплина является необходимым элементом в подготовке бакалавров в области экономики. Она базируется на знании экономической теории, основ менеджмента, маркетинга, основ предпринимательства, хозяйственного права, мировой экономики и международных экономических отношений и других теоретических и практических курсов в сфере подготовки бакалавров экономики.

Концепция курса:

      Цель предлагаемой дисциплины – сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки работы на внешнем рынке и управления внешнеэкономической деятельностью предприятий в соответствии с   задачами внешнеэкономической политики и законодательством Российской Федерации в области регулирования внешнеэкономической деятельности.

Применение метода системного подхода к изучению дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность» определяет следующие ее задачи:

1.Рассмотреть виды внешнеэкономической деятельности, обеспечивающие внешнеэкономическую стратегию фирмы, ее конкурентные преимущества, минимизацию рисков и эффективность деятельности.

2.Сформировать у студентов комплекс знаний и практических навыков в сфере  внешнеэкономической  деятельности отдельных предприятий и фирм, включая умение выбора иностранного контрагента,   составления контрактов различных типов, грамотного проведения деловых переговоров, эффективного исполнения внешнеторговых сделок, эффективного зарубежного инвестирования.

3.Проанализировать формы и различные структуры управления внешнеэкономической деятельностью фирм и функциональные обязанности их специалистов.

1.2. Входные требования для освоения дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность»

Данная дисциплина опирается на следующие знания, умения и навыки:

  • Знания:

- общих теоретических основ, принципов и закономерностей функционирования экономики на макро- и микроуровне;

-    основных теорий международной экономики, форм и тенденций развития международных экономических отношений;

- современных тенденции в развитии мировой экономики;

-   владение английским и иными иностранными языками на уровне, достаточном для чтения специальной литературы;

  • Умения:

- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

  • Навыки:

- сбора, расчета и анализа статистических данных;

- сравнительного анализа положения отдельных стран и групп стран в складывающейся новой модели мирового экономического развития;

- поиска и подбора информационных источников, работы с оригинальной литературой на английском и иных иностранных языках.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

В результате освоения дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность»  у выпускника бакалавриата по направленеию «Экономика» должны быть сформированы следующие общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.

Общекультурные:

  • способность анализировать основные этапы и закономерности исторического и экономического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
  • способность использовать фундаментальные экономические знания в различных сферах деятельности (ОК-3);
  • способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, а также для выполнения научно-исследовательских работ (ОК-4);
  • способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

  • способность осуществлять поиск, сбор, анализ и обработку данных, необходимых для эффективного решения профессиональных задач (ОПК-2);
  • способность выбирать и комбинировать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3);
  • способность находить эффективные и комплексные организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4).

Профессиональные компетенции (ПК):

 расчетно-экономическая деятельность

  • способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета и комплексного исследования экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов и инвестиционных проектов (ПК-1);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность

  • способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);
  • способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические и программные средства и информационные технологии (ПК-8);

организационно-управленческая деятельность

  • способность организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9);
  • способность критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений на микро- и макроуровне, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, финансовых и экологических рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11);

Выпускник программы бакалавров по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» должен обладать такими ключевыми компетенциями, как фундаментальная теоретическая подготовка; универсальное общекультурное мышление и мировоззрение; аналитичность мышления; системность, креативность и ситуационность мышления и действий; комплексность представления явлений и процессов; коммуникабельность в отношениях с объектами управления; способность к саморазвитию.

 В результате освоения дисциплин студент должен:

        Знать:

- теоретические и методологические основы и закономерности функционирования системы международных экономических отношений;

- формы выхода предприятий и организаций на внешний рынок;

- принципы ценообразования на мировом рынке;

        Уметь:

- решать профессиональные проблемы, руководить работой трудовых коллективов с учетом знания международной специфики ведения бизнеса;

- консультировать лиц, принимающих решения в сфере социально-экономического развития, требующих учета международных факторов;

- быстро адаптироваться к динамично изменяющимся условиям внешнеэкономической деятельности, эффективно и технологично оценивать происходящие изменения и грамотно действовать;

- разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности, учитывая растущую международную конкуренцию;

- использовать свои аналитические навыки и теоретические знания в области осуществления внешнеторговых сделок, привлечения иностранных инвестиций, организации широкого спектра научно-технической, производственной и коммерческой кооперации между предприятиями, фирмами, отраслями, регионами и национальными экономиками в целом;

- разрабатывать с учетом прогнозных и маркетинговых данных разделы текущих и перспективных планов, стратегии развития организаций;

- обобщать, анализировать и критически оценивать информацию, в том числе из международных источников, используя результаты анализа для повышения эффективности хозяйственной деятельности различных субъектов в целом и ее внешнеэкономической составляющей;

- составлять различные типы внешнеторговых контрактов;

- вести деловые переговоры с иностранными и отечественными контрагентами с учетом дипломатического протокола и современных представлений о деловой этике;       

 

           Владеть:

- навыками анализа конъюнктуры международного рынка товаров и услуг, международного финансового и валютного рынка с целью оптимизации стратегии внешнеэкономической деятельности на микро- и макроуровнях.

В учебно-методическом комплексе определены структура дисциплины, объемы аудиторной и самостоятельной работы, рекомендована необходимая для изучения курсов литература, даны вопросы семинарских занятий, обозначен круг тем для написания курсовых работ,  приведен список зачетных вопросов, определены формы самостоятельной работы студентов, описана балльно-рейтинговая система оценки знаний, приведены примеры контрольных заданий.

                                                                

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

72

4, 6

Аудиторные занятия

36

 

- Лекции, семинары

24

 

- Практические занятия (ПЗ)

8

 

- Контактные часы

4

 

Вид итогового контроля

экзамен

 

 

3.1. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И  ВИДАМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ

 

 

 

 

Название раздела/темы

 

Трудоемкость (в академических часах) по видам работ

 

 

Всего

Контактная работа с преподавателем

Самостоятельная работа студента, часы

Аудиторная работа общая, часы

Аудиторная работа индивидуальная, часы

Тема 1. Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности  фирмы (ВЭД). Формы ВЭД.

 

6

 

2

 

          

             4

Тема 2. Организация и планирование ВЭД фирмы.

6

2

 

            4

Тема 3. Источники информации по внешнеторговой деятельности.                               Основные международные экономические классификации.

 

6

2

 

             4

Тема 4. Товарные номенклатуры и их использование во внешнеэкономической  деятельности.

 

6

2

 

             4

Тема 5. Внешнеторговые операции и сделки: понятие и виды. Подготовка                          и осуществление внешнеторговой сделки.

 

12

8

 

             4

Тема 6. Участие фирмы в патентно-лицензионном обмене                            на мировом рынке.

 

8

4

 

               4

Тема 7. Особенности, структура и виды внешнеторговых контрактов на оказание услуг.

 

8

4

 

               4

Тема 8. Международное инвестиционное сотрудничество. Производственная кооперация.

 

8

4

 

               2

Тема 9. Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности.

 

8

4

 

                4

Тема 10. Особенности делового протокола. Принципы и специфика ведения деловых переговоров

 

2

2

 

                2

Итоговая  аттестация - экзамен

2

2

 

 

Всего

  72

36

           

             36

 

3.2. Структура и содержание дисциплины

Тема1. Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности фирмы (ВЭД)

Понятие внешнеэкономической деятельности фирмы и ее значение  для повышения конкурентоспособности фирмы. Формы ВЭД. Специфика работы фирмы на внешнем рынке в сравнении с внутренним. Организационно-пра­вовые основы ВЭД в России.

Тема 2. Организация и планирование ВЭД фирмы

Организация внешнеэкономической службы на фирме. Основные формы организации экспортных операций. Организация импортных операций. Струк­тура стратегии фирмы на внешнем рынке. Процесс планирования рыночной стратегии фирмы. Эффективность ВЭД и ее показатели.

Тема 3. Источники информации по внешнеторговой деятельности.   Основные

             международные экономические классификации

Международная статистика. Бухгалтерская отчетность. Экономические прогнозы. Их значение и методы использования. Основные международные экономические классификации. Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС) и ее значение.

Поиск и выбор партнеров по внешнеэкономической деятельности. Источники информации о деятельности фирм. Принципы отбора контрагентов (оценка степени солидности фирмы, оценка ее деловой репутации, учет опыта прошлых сделок, учет положения партнера на рынке).

 

 

Тема 4. Товарные номенклатуры и их использование во внешнеэкономической

              деятельности

 Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) как основа системы мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности страны.  Гармонизированная система описания и кодирования товаров и ТН ВЭД ТС. Принципы классификации товаров. Таможенный тариф ТС и его структура. Понятие таможенной стоимости. Методы определения таможенной стоимости товара. Способы определения страны происхождения товара.

 Тема 5.  Внешнеторговые операции и сделки: понятие и виды. Подготовка и

                осуществление внешнеторговой   сделки

Понятие внешнеторговой операции. Особенности коммерческой деятельности на внешнем рынке по сравнению с внутренним. Основные и обеспечивающие внешнеторговые операции.

Стадии осуществления внешнеторговой операции: подготовка, заключение, исполнение сделки. Понятие сделки и договора в ГК РФ. Признаки внешнеторговой сделки. Виды внешнеторговых сделок в зависимости от объекта и  направления товаропотоков. Товарообменные сделки или встречные операции.

Аналитическая работа по подготовке внешнеторговой сделки: выбор конкретного товара, выбор контрагента, проработка условий транспортировки, определение уровня оптимальной цены, разработка тактики выступления с запродажей или закупкой товара, проведение коммерческих переговоров и т.д. Направление оферты. Виды оферт. Коммерческий запрос. Заказ.

Внешнеторговый контракт как юридическое оформление внешнеэкономической сделки. «ИНКОТЕРМС – 2010» - использование базисных условий поставки во внешнеторговых контрактах. Структура и основные разделы внешнеторгового контракта. Особенности внешнеторговых контрактов на поставку сырьевых товаров, машинотехнической продукции, оказание услуг, проведение работ, продажу лицензий и др.

Тема 6. Участие фирмы в патентно-лицензионном обмене на мировом рынке

Интеллектуальный продукт как результат инновационной деятельности. Способы защиты и реализации прав интеллектуального собственника. Формы реализации технологии на мировых рынках.

 Роль и место лицензий в международном технологическом обмене. Роль, особенности и содержание маркетинга на рынке объектов интеллектуальной собственности. Практическая схема маркетинга лицензий. Лицензии и их виды.

Виды лицензионного вознаграждения и факторы, влияющие на его величину. Специфика ценообразования на мировом рынке лицензий. Формы и виды платежей по лицензиям.

Тема 7. Особенности, структура и виды внешнеторговых контрактов на оказание услуг

Общая характеристика мирового рынка услуг и технологий. Влияние экспорта услуг на товарный экспорт и наоборот. Содержание услуг типа инжиниринг как формы передачи технологии. Арендные операции на мировом рынке. Международный лизинг.

Тема 8. Международное инвестиционное сотрудничество. Производственная кооперация.

Современные формы при­влечения иностранного капитала. Инвестиционный климат. Мотивы и структу­ра иностранных инвестиций. Правовые основы привлечения иностранных ин­вестиций. Особенности привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Проблемы использования специальных экономических зон (СЭЗ) для привлечения иностранных инвестиций: мировой опыт и российская практика.     

Сущность и особенности международной производственной кооперации (МПК). МРТ как основа МПК. Формы и объекты кооперации. Рынок наукоемкой продукции. Участие российских фирм в МПК.         

Тема 9. Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности

Цели, задачи и формы внешнеторговой политики. Правовое обеспечение внешнеторговой деятельности. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Импортные и экспортные пошлины. Количественные ограничения и лицензирование импорта и экспорта товаров. Антидемпинговые и компенсационные пошлины. Система мер стимулирования российского экспорта. Формы государственного кредитования. Страхование экспорта. Налоговые и иные льготы. Организационно-техническое содействие. Межгосударственное регулирование внешней торговли. Предпосылки формирования системы международных экономических организаций в послевоенный период. Цели и задачи ГАТТ. Принципы международной торговли, зафиксированные в ГАТТ. Компетенции ВТО. Базовые соглашения ВТО. Международная торговая палата (МТП) и ее роль в регулировании международной торговли.

Тема 10. Особенности делового протокола. Принципы и специфика ведения  деловых переговоров

Внешнеторговые переговоры как основа международного делового общения. Подготовка к переговорам как этап подготовки внешнеторговой сделки. Особенности письменного общения. Телефонные переговоры и их специфика. Стратегия и тактика коммерческих переговоров.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Официальные документы

  1. Гражданский кодекс РФ, части 1,2,3,4.
  2. ФЗ №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой   деятельности» от 08.12.2003.
  3. Таможенный кодекс ТС.
  4. Таможенный тариф ТС.

Основная литература

  1. Глобализация мирового хозяйства. 2-е изд. испр. и доп. Под ред. М.Н.Осьмовой и Г.И.Глущенко. -  М.: Инфра-М, 2014.
  2.  Долгов С.И. и др. Технология внешнеторговых сделок. – М.: Изд-во ВАВТ, 2010.
  3.  Зубенко В.В., Игнатова О.В., Орлова Н.Л., Зубенко В.А. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2014. - 409 с.
  4. Кузнецова Г.В., Подбиралина Г.В. Международная торговля товарами и услугами: Учебник для бакалавриата и магистратуры. – М.: изд. Юрайт, 2015.
  5. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: учебное пособие для вузов /М. В. Елова, Е.К.Муравьева, С. М. Панферова и др.; под ред. А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной. – М.: Логос, 2009.
  6. Мухопад В.И. Интеллектуальная собственность в мировой экономике знаний / Монография. – М.: Российский государственный  институт интеллектуальной собственности; НИИ школьных технологий, 2009.
  7. Родыгина Н.Ю. Организация и техника внешнеторговых операций: учеб. пособие. – М.: Высшее образование, 2008.
  8. Платонова И.Н., Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М., Буглай В.Б. Международные экономические отношения в эпоху глобализации: учебное пособие. – М.: Проспект, 2012.
  9. Экономика стран и регионов. Мировая экономика. Под ред В.П.Колесова и М.Н.Осьмовой / М.:, издательство Юрайт, 2015.

Интернет-источники:

  1. Всемирная торговая организация. http://www.wto.org
  2. Всемирный банк. http://www.worldbank.org
  3. Всемирный экономический форум. http://www.wef.org
  4. Конференция ООН по торговле и развитию. http://www.unctad.org
  5. Международный валютный фонд. http://www.imf.org
  6. Организация экономического сотрудничества и развития. http://www.oecd.org
  7. Программа развития ООН. http://www.undp.org
  8. Центральный банк Российской Федерации. http://www.cbr.ru
  9. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru
  10. Internet World Statistics. http://www.internetworldstats.com

 

  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

     по дисциплине

Оценка остаточных знаний проводится с использованием процедуры тестирования.

Оценка умений проводится преподавателем по представленным домашним работам.

Итоговый контроль осуществляется посредством проведения экзамена.

 

 

 

Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Роль и место фирмы в ВЭД.
  2. Основные направления внешнеэкономической деятельности фирмы.
  3. Классификация фирм – участниц ВЭД.
  4. Организация внешнеэкономической службы на фирме.
  5. Планирование товарной политики фирмы.
  6. Эффективность внешнеторговой деятельности фирмы.
  7. Понятие и классификация внешнеторговых операций и сделок.
  8. Прямые и посреднические операции.
  9. Понятие и виды сделок во встречной торговле.
  10. Основные и обеспечивающие внешнеторговые сделки.
  11. Типовой внешнеторговый контракт и его структура.
  12. 12. Основные этапы подготовки и заключения контрактов.
  13. Основные этапы проведения переговоров.
  14. Понятие оферты, запроса и заказа. Виды оферт.
  15. Стадии осуществления внешнеторговой операции: подготовка, заключение,

      исполнение сделки.

  1. Бартерные сделки и их особенности. Преимущества и недостатки бартера.
  2. Роль и место лицензий в международном технологическом обмене.
  3. Арендные операции на мировом рынке.
  4. Особенности ценообразования на мировом рынке.
  5. Стадии осуществления внешнеторговой операции: подготовка, заключение,

      исполнение сделки.

  1. Современные формы при­влечения иностранного капитала. Мотивы и

      структу­ра иностранных инвестиций. 

  1. Понятие инвестиционного климата и его составляющих.
  2. Проблемы использования специальных экономических зон (СЭЗ) для

      привлечения иностранных инвестиций: мировой опыт и российская

      практика.

  1. Сущность и особенности международной производственной кооперации.
  2. Базисные условия поставки «Инкотермс–2010»: характеристики и назначение.
  3. Транспортные услуги в международной торговле.
  4. Внешнеторговые документы; виды и содержание.
  5. Преимущества торговой системы ВТО.
  6. Внешнеторговые переговоры как основа международного делового общения.

      Задания для самостоятельной работы

  • Составьте твердую оферту на поставку потребительской продукции.
  • Подготовьте самостоятельно типовой экспортный контракт.
  • Подготовьте самостоятельно типовой импортный контракт.
  • Подготовьте самостоятельно проект лицензионного соглашения на продажу исключительной лицензии.
  • Подготовьте самостоятельно проект соглашения о конфиденциальности.
  • Подготовьте проект внешнеторгового контракта на лизинг оборудования.
  • Подготовьте проект внешнеторгового контракта на оказание инжиниринговых услуг.
  • Изучите конкурентные материалы для определения контрактных цен на поставку какой-либо готовой продукции.
  • Подготовьте план проведения деловых переговоров с фирмой-контрагентом.
  • Изучите все возможные источники информации относительно вероятного контрагента по внешнеторговой сделке.
  • Составьте план маркетинговых мероприятий по продвижению российского товара на рынок развивающейся страны.
  • Составьте план маркетинговых мероприятий по продаже российской технологии за рубеж.

 

  1. Образовательные технологии

В рамках учебной дисциплины предусмотрено проведение наряду с лекционными  занятиями контактных часов, которые будут использованы для консультирования студентов по вопросам курса и контроля их текущей успеваемости, разъяснения выполнения домашних заданий, оказания преподавателем содействия при планировании студентами самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине предусматривает наличие обязательных форм и форм по выбору учащегося. Студент должен в рамках освоения учебного курса подготовить аналитическое эссе, предметом которого является исследование особенностей осуществления тех или иных форм ВЭД (экспорта-импорта товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности, зарубежного инвестирования и кредитования, создания СП и др.) – по выбору студента, найти для этого с помощью преподавателя и изучить необходимые печатные и электронные источники информации.

  1. Балльная система оценки знаний

Итоговая сумма баллов по дисциплине (максимальное значение – 100 баллов) представлена следующими компонентами:

Вид работы

Баллы

Посещение  лекций

10

Текущий контроль успеваемости – оценка представленного аналитического эссе и выполнение домашнего задания

20

Промежуточный контроль успеваемости – контрольная работа

10

Текущий контроль успеваемости – оценка участия в деловой игре

20

Итоговая аттестация - экзамен

40

Итого

100

 

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения  занятий по учебной дисциплине желательны наличие специального оборудования (проектор, ноутбук) для презентации учебных материалов и представления студенческих докладов. Для ряда занятий и выполнения домашних заданий требуются специализированные компьютерные аудитории (компьютерные классы) с доступом в Интернет.