Новости

29 сен 2018 Заседание кафедры мировой экономики состоится в понедельник 1 октября 2018 г. в 14:00
22 июн 2018 Заседание кафедры мировой экономики состоялось 28 июня в 15:00 в аудитории 361
30 май 2018 Заседание кафедры мировой экономики состоялось 31 мая в 14:00 в аудитории 361
03 апр 2018 Заседание кафедры мировой экономики состоялось в четверг 12 апреля в 15:00 в 513 аудитории

Этика бизнеса

Рабочая программа курса

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор программы: д.э.н., профессор Лучко Марина Львовна.

Е-mail: mluchko@bk.ru

Уровень высшего образования: бакалавриат

Направление подготовки: менеджмент

Язык преподавания дисциплины: русский.

1.1. Место и статус дисциплины в структуре основной образовательной программы подготовки магистра

Статус дисциплины: Дисциплина по выбору

Триместр: 5 семестр

1.2. Входные требования для освоения дисциплины

Данная дисциплина опирается на следующие знания, умения и навыки:

      Знания:

  • ключевых понятий в сфере этики бизнеса, корпоративной социальной ответственности (КСО); характеристики основных групп стейкхолдеров;
  • основных моделей формирования этики бизнеса и КСО: европейской, североамериканской, азиатской, российской;
  • специфики отношений с различными группами стейкхолдеров;
  • стандартов отчетности и социального аудита;
  • в области владения английским языком.

 

Умения:

  • выявлять специфику развития этики бизнеса в современной России;
  • определять причины относительно низкого уровня развития этики бизнеса и КСО в нашей стране;
  • составлять этические кодексы для компаний;
  • анализировать аргументы «за» и «против» внедрения КСО в практику российских компаний.

 

     Навыки:

  • эффективного делового общения;
  • владения методами оценки КСО на уровне компании;
  • работы с первоисточниками на английском языке.

 

  1. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины по видам занятий

Объем дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часов, из которых 40 академических часов составляет контактная работа с преподавателем, из них 14 академических часов –лекции, 14 академических часов – индивидуальная аудиторная работа, 12 академических часов – контактные часы, 68 академических часа составляет самостоятельная работа студента магистратуры

 

2.2. Структура и содержание дисциплины

 

Тема 1. Основные понятия в области этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности.

Понятие этики бизнеса и делового этикета. Основные виды деловых отношений. Понятие стейкхолдеров и их основных групп. Причины необходимости изменения этики бизнеса на Западе.

Принципы этики бизнеса. Понятия юридической и корпоративной социальной ответственности (КСО) в бизнесе. Аргументы «за» и «против» социальной ответственности в бизнесе. Понятия этических потребителей, этических инвестиций, этических инвестиций.

 

      Тема 2. Основные формы инкорпорирования этики бизнеса.

 

Формы инкорпорирования этики бизнеса в компаниях в современных условиях Специфика этических кодексов, специфика кредо и девизов американских, европейских, японских и российских фирм. Этические кодексы: принципы составления, форма, содержание. Условия эффективной реализации этических кодексов в реальной практике компаний.

Современные методы социального аудита. Стандарты международной нефинансовой отчетности. Международные рейтинги компаний в сфере этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности. Позиции российских компаний в наиболее известных международных рейтингах компаний с высокой деловой репутацией.

 

       Тема 3. Формирование моделей этики бизнеса в разных странах.

 

Развитие протестантизма – как фактор развития рыночных отношений в Европе. Принципы протестантской трудовой этики. Взгляды Макса Вебера на связь между протестантизмом и развитием капитализма. Основные идеи конфуцианства. Влияние мировоззрения Конфуция на развитие общечеловеческой этики и этики предпринимательства на Востоке. Формирование этики бизнеса в США в различные периоды истории страны. Идеи Эндрю Карнеги, изложенные в его работах «Евангелие процветание», «История моей жизни» и др.

Благотворительные проекты современных компаний.

Специфика этики бизнеса в Японии и факторы, которые ее обусловили. Истоки японского «коллективизма» («группизма»). Сравнение моделей этических ценностей и управленческих идей в США и в Японии. Проблемы эклектичности в подходах к этике бизнеса и КСО в Европе. Конвергенция принципов этики бизнеса и КСО в условиях глобализации.

 

Тема 4. Специфика взаимоотношений с деловыми компании.

 

Принципы работы с деловыми партнерами: краткая характеристика; положительные и отрицательные примеры из зарубежной и российской практики.

Алгоритм эффективной работы с деловыми партнерами

Принципы работы с деловыми партнерами японской компании Тойота.

Принципы работы с деловыми партнерами автомобильных компаний США.

«Виртуальные компании»: особенности делового партнерства.

 

Тема 5. Специфика современных внутрифирменных отношений

 

Роль этики бизнеса и КСО во внутрифирменных отношениях. Этические принципы  внутрифирменных отношений  как часть стратегических принципов компании Теория «человеческих отношений», ее основоположники и основные принципы. Современные формы ее практического использования в бизнесе.

Соотношение этических принципов компании и личных интересов работников. Пути разрешения конфликта интересов. Особенности рекрутинга, механизмов адаптации и культурной интеграции, обучения и переобучения работников компании. Проблемы увольнения сотрудников.

Проблемы мотивации в зарубежных и российских компаниях в современных условиях. Соотношение материальных и нематериальных мотиваторов. Системы материальной мотивации, применяемые в зарубежной и российской практике.

  

Тема 6. Специфика этики предпринимательства в современной России. Социальная ответственность в бизнесе как конкурентное преимущество.

 

Развитие этики бизнеса в современной России. Социальный портрет российского предпринимателя. Хартии, программы по ЭБ и КСО, принятые на уровне объединений предпринимателей. Рейтинги российских компаний с хорошей деловой репутацией. Этические кодексы и другие формы инкорпорирования этики бизнеса и КСО в российских компаниях. Причины относительно низкого уровня современной этики бизнеса в России. Примеры социальной ответственности и безответственности компаний в России. 

 

Тема 7. Социальная ответственность в бизнесе как конкурентное преимущество.

 

 Концепция Майкла Портера о стратегически сфокусированной КСО. Компании (2000 г.). Новая парадигма: создание общих ценностей (2011 г.). Основные этапы перехода на новую модель реализации принципа КСО в практической деятельности компаний.

Позитивные и негативные последствия от социально ответственного бизнеса (данные зарубежных и российских исследований). Общественные ожидания от компаний в области этики бизнеса и КСО.

  

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

          Основная литература

 

  1. Бердяев Н. Судьба России – м., 1990.
  2. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента (глава 13 «Социальная ответственность») – М., 2009..
  3. Вебер М. Избранное: Протестанская этика и дух капитализма. – М., 2013.
  4. Глобализация мирового хозяйства. Учебное пособие. – Под ред. М.Н.Осьмовой, Г.И. Глущенко. – М., 2014.
  5. Друкер П. Классические работы по менеджменту. – М., 2017.
  6. Карнеги Э. Автобиография. Евангелие богатства. - М., 2014.
  7. Кларк Д. Alibaba. История восхождения от первого лица. – М., 2017..
  8. Лучко М.Л. Этика бизнеса- фактор успеха. –М, 2006.
  9. Лучко М.Л. Этика бизнеса: международный опыт и российская практика. – М., 2010.
  10. Лучко М.Л. Организационное поведение. – М., 2010.
  11. Мацусита К. Миссия бизнеса. – М., 2010.
  12. Мартин Р. Как переспорить Милтона Фридмана – Harvard Business Review. Россия. - 17 ИЮНЯ 2014. - http://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/etika-i-reputatsiya/p13945/
  13. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент (глава 11). -М., 2009.
  14. Уотсон Т. Дж. Религия бизнеса. Принципы, которые помогли создать IBM. – Спб, 2004.
  15. Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность. – Учебные материалы под ред. проф. Лучко М.Л.

                          

  • Интернет-ресурсы:

Сайт журнала «Этика бизнеса» - www.businessinethics.com

Сайт журнала Forbes –www.forbes.com

Сайт журнала Fortune - www.fortune.com

Cайт «Корпоративная культура» - www.corpculture.ru

Сайт «Корпоративная этика» - www.ethicalcorp.com

Портал HR - www.hr-portal.ru

Сайт Российского союза предпринимателей и промышленников - www.rspp.org

Сайт «Социальная ответственность бизнеса» - www.soc-otvet.ru

Сайт организации социальных работников - www.socialworkers.org

Сайт Торгово-промышленной палата РФ -www.tppr.org

Сайт ЮНКТАД - www.unctad.org

Cайт ООН, посвященный Глобальному договору ООН -www.unglobalcompact.org

Cайты российских и зарубежных компаний

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе обучения используются следующие образовательные технологии:

интерактивные лекции с использованием мультимедийных технологий, разбор конкретных ситуаций, подготовка проекта и его презентация, ролевые игры, написание эссе, участие в деловой игре, ответы на концептуальные и аналитические вопросы, использование «on.econ.» для размещения материалов дисциплины.

 

  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Порядок формирования оценок по дисциплине

Максимальные значения баллов, которые студент может получить за выполнение формы проверки знаний:

 

Тип контроля

Баллы

1. Проект «Разработка и презентация этического кодекса компании»

                       15

2.  Мини-кейс «Социально ответственное (безответственное) поведение компании в сфере бизнеса»

                       15

3. Работа на занятиях (текущий контроль)

                30

4. Письменная итоговая работа

                30

Зачет

  Начиная с 60 баллов

 

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для организации занятий по дисциплине необходимы следующие технические средства обучения:

для проведения аудиторных занятий наличие мультимедийной аудитории, оснащенной компьютером и LCD-проектором или интерактивной доской, обеспечение доступа студентов к электронной библиотеке факультета