Новости

03 апр 2018 Заседание кафедры мировой экономики состоялось в четверг 12 апреля в 15:00 в 513 аудитории
01 фев 2018 Заседание кафедры мировой экономики состоялось в понедельник 5 февраля 2018 г. в 14:00 в аудитории 361.
12 дек 2017 Аттестация аспирантов кафедры мировой экономики состоялась 4 декабря в 15:00 в ауд. 361
19 ноя 2017 Совещание преподавателей по методике и форме преподавания курса "Международная экономика" состоялось 23 ноября в 14:30 в аудитории 361

Этика бизнеса

Рабочая программа курса

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор курса и программы: д.э.н., профессор Лучко Марина Львовна.

Е-mail: mluchko@bk.ru

Уровень высшего образования: бакалавриат

Направление подготовки:  менеджмент

Язык преподавания дисциплины: русский.

1.1. Место и статус дисциплины в структуре основной образовательной программы подготовки магистра

Статус дисциплины: Дисциплина по выбору

Триместр: 8 семестр

 1.2. Входные требования для освоения дисциплины

Данная дисциплина опирается на следующие знания, умения и навыки:

      Знания:

  • ключевых понятий в сфере этики бизнеса, корпоративной социальной ответственности (КСО); характеристики основных групп стейкхолдеров;
  • основных моделей формирования этики бизнеса и КСО: европейской, североамериканской, азиатской, российской;
  • специфики отношений с различными группами стейкхолдеров;
  • стандартов отчетности и социального аудита;
  • в области владения английским языком.

 

Умения:

  • выявлять специфику развития этики бизнеса в современной России;
  • определять причины относительно низкого уровня развития этики бизнеса и КСО в нашей стране;
  • составлять этические кодексы для компаний;
  • анализировать аргументы «за» и «против» внедрения КСО в практику российских компаний.

 

     Навыки:

  • эффективного делового общения;
  • владения методами оценки КСО на уровне компании;
  • работы с первоисточниками на английском языке;

 

  1. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины по видам занятий

Объем дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часов, из которых 40 академических часов составляет контактная работа с преподавателем, из них 14 академических часов –лекции, 14 академических часов – индивидуальная аудиторная работа, 12 академических часов – контактные часы, 68 академических часа составляет самостоятельная работа студента магистратуры

 2.2. Структура и содержание дисциплины

 

Тема 1. Основные понятия в области этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности.

Понятие этики бизнеса и делового этикета. Основные виды деловых отношений. Понятие стейкхолдеров и их основных групп. Причины необходимости изменения этики бизнеса на Западе.

Принципы этики бизнеса. Понятия юридической и корпоративной социальной ответственности (КСО) в бизнесе. Аргументы «за» и «против» социальной ответственности в бизнесе. Понятия этических потребителей, этических инвестиций, этических инвестиций.

 

Тема 2. Основные формы инкорпорирования этики бизнеса.

Формы инкорпорирования этики бизнеса в компаниях в современных условиях Специфика этических кодексов, специфика кредо и девизов американских, европейских, японских и российских фирм. Этические кодексы: принципы составления, форма, содержание. Условия эффективной реализации этических кодексов в реальной практике компаний.

Современные методы социального аудита. Стандарты международной нефинансовой отчетности. Международные рейтинги компаний в сфере этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности. Позиции российских компаний в наиболее известных международных рейтингах компаний с высокой деловой репутацией.

 

Тема 3. Формирование моделей этики бизнеса в разных странах.

Развитие протестантизма – как фактор развития рыночных отношений в Европе. Принципы протестантской трудовой этики. Взгляды Макса Вебера на связь между протестантизмом и развитием капитализма. Основные идеи конфуцианства. Влияние мировоззрения Конфуция на развитие общечеловеческой этики и этики предпринимательства на Востоке. Формирование этики бизнеса в США в различные периоды истории страны. Идеи Эндрю Карнеги, изложенные в его работах «Евангелие процветание», «История моей жизни» и др.

Благотворительные проекты современных компаний.

Специфика этики бизнеса в Японии и факторы, которые ее обусловили. Истоки японского «коллективизма» («группизма»). Сравнение моделей этических ценностей и управленческих идей в США и в Японии. Проблемы эклектичности в подходах к этике бизнеса и КСО в Европе. Конвергенция принципов этики бизнеса и КСО в условиях глобализации.

 

Тема 4. Специфика взаимоотношений с деловыми компании.

Принципы работы с деловыми партнерами: краткая характеристика; положительные и отрицательные примеры из зарубежной и российской практики.

Алгоритм эффективной работы с деловыми партнерами

Принципы работы с деловыми партнерами японской компании Тойота.

Принципы работы с деловыми партнерами автомобильных компаний США.

«Виртуальные компании»: особенности делового партнерства.

 

Тема 5. Специфика современных внутрифирменных отношений

Роль этики бизнеса и КСО во внутрифирменных отношениях. Этические принципы  внутрифирменных отношений  как часть стратегических принципов компании Теория «человеческих отношений», ее основоположники и основные принципы. Современные формы ее практического использования в бизнесе.

Соотношение этических принципов компании и личных интересов работников. Пути разрешения конфликта интересов. Особенности рекрутинга, механизмов адаптации и культурной интеграции, обучения и переобучения работников компании. Проблемы увольнения сотрудников.

Проблемы мотивации в зарубежных и российских компаниях в современных условиях. Соотношение материальных и нематериальных мотиваторов. Системы материальной мотивации, применяемые в зарубежной и российской практике.

 

Тема 6. Специфика этики предпринимательства в современной России. Социальная ответственность в бизнесе как конкурентное преимущество.

 

Развитие этики бизнеса в современной России. Социальный портрет российского предпринимателя. Хартии, программы по ЭБ и КСО, принятые на уровне объединений предпринимателей. Рейтинги российских компаний с хорошей деловой репутацией. Этические кодексы и другие формы инкорпорирования этики бизнеса и КСО в российских компаниях. Причины относительно низкого уровня современной этики бизнеса в России. Примеры социальной ответственности и безответственности компаний в России. 

 

Тема 7. Социальная ответственность в бизнесе как конкурентное преимущество.

Концепция Майкла Портера о стратегически сфокусированной КСО. Компании (2000 г.). Новая парадигма: создание общих ценностей (2011 г.). Основные этапы перехода на новую модель реализации принципа КСО в практической деятельности компаний.

Позитивные и негативные последствия от социально ответственного бизнеса (данные зарубежных и российских исследований). Общественные ожидания от компаний в области этики бизнеса и КСО.

 

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

          Основная литература

 

  1. Бердяев Н. Судьба России – м., 1990.
  2. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента (глава 13 «Социальная ответственность») – М., 2009..
  3. Вебер М. Избранное: Протестанская этика и дух капитализма. – М., 2013.
  4. Глобализация мирового хозяйства. Учебное пособие. – Под ред. М.Н.Осьмовой, Г.И. Глущенко. – М., 2014.
  5. Друкер П. Классические работы по менеджменту. – М., 2017.
  6. Карнеги Э. Автобиография. Евангелие богатства. - М., 2014.
  7. Кларк Д. Alibaba. История восхождения от первого лица. – М., 2017..
  8. Лучко М.Л. Этика бизнеса- фактор успеха. –М, 2006.
  9. Лучко М.Л. Этика бизнеса: международный опыт и российская практика. – М., 2010.
  10. Лучко М.Л. Организационное поведение. – М., 2010.
  11. Мацусита К. Миссия бизнеса. – М., 2010.
  12. Мартин Р. Как переспорить Милтона Фридмана – Harvard Business Review. Россия. - 17 ИЮНЯ 2014. - http://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/etika-i-reputatsiya/p13945/
  13. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент (глава 11). -М., 2009.
  14. Уотсон Т. Дж. Религия бизнеса. Принципы, которые помогли создать IBM. – Спб, 2004.
  15. Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность. – Учебные материалы под ред. проф. Лучко М.Л.

                          

  • Интернет-ресурсы:

Сайт журнала «Этика бизнеса» - www.businessinethics.com

Сайт журнала Forbes –www.forbes.com

Сайт журнала Fortune - www.fortune.com

Cайт «Корпоративная культура» - www.corpculture.ru

Сайт «Корпоративная этика» - www.ethicalcorp.com

Портал HR - www.hr-portal.ru

Сайт Российского союза предпринимателей и промышленников - www.rspp.org

Сайт «Социальная ответственность бизнеса» - www.soc-otvet.ru

Сайт организации социальных работников - www.socialworkers.org

Сайт Торгово-промышленной палата РФ -www.tppr.org

Сайт ЮНКТАД - www.unctad.org

Cайт ООН, посвященный Глобальному договору ООН -www.unglobalcompact.org

Cайты российских и зарубежных компаний

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе обучения используются следующие образовательные технологии:

интерактивные лекции с использованием мультимедийных технологий, разбор конкретных ситуаций, подготовка проекта и его презентация, ролевые игры, написание эссе, участие в деловой игре, ответы на концептуальные и аналитические вопросы, использование «on.econ.» для размещения материалов дисциплины.

 

  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
  1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Максимальные значения баллов, которые студент может получить за выполнение формы проверки знаний:

 

Тип контроля

             Баллы

1. Проект «Разработка и презентация этического кодекса компании»

                  15

2.  Мини-кейс «Социально ответственное (безответственное) поведение компании в сфере бизнеса»

                  15

3. Работа на занятиях (текущий контроль)

                  30

4. Экзамен (письменная итоговая работа)

                   30

Зачет

       Начиная с 60 баллов

 

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для организации занятий по дисциплине необходимы следующие технические средства обучения:

для проведения аудиторных занятий наличие мультимедийной аудитории, оснащенной компьютером и LCD-проектором или интерактивной доской, обеспечение доступа студентов к электронной библиотеке факультета